Корона балетной столицы Новосибирску к лицу
Примадонны и премьеры нашего театра, Цюрихского балета, Большого, Мариинки то выходили к рампе, то отступали в глубь сцены, а зрители все не хотели их отпускать. А кроме того, желали во что бы то ни стало вызвать на сцену — чтобы выразить признательность, — автора идеи, создателя, организатора и вдохновителя фестиваля — художественного руководителя новосибирского балета Игоря Зеленского. Он, как всегда непревзойденно станцевавший в двух фестивальных спектаклях «Баядерки» партию Солора, а в концерте в дуэте с примой Большого театра Марией Александровой — па-де-де из балета «Корсар», вышел на полминуты, поклонился и вновь «нырнул» за кулисы. Как заботливый родитель, Зеленский вникал, волновался и отвечал на фестивале за все. И за поклоны в конце спектаклей — тоже. Потому что задумывался фестиваль не ради амбиций, а как праздник для зрителей: чтобы познакомить новосибирцев с ведущими солистами лучших театров мира.
За сутки до триумфального фестивального финала мне удалось выловить маэстро именно за кулисами, после того как наконец — после долгого шквала аплодисментов — закрылся занавес за совершенно обворожительной «Спящей красавицей» с москвичкой Марией Александровой — Авророй, солистом Цюрихского балета Семеном Чудиным — принцем Дезире и нашей Натальей Ершовой — Феей Сирени. (Это, кстати, тоже очень важная составляющая идеологии фестиваля: в его спектаклях наши новосибирские солисты «уступают» первые роли гостям, что по сути становится взаимообразным мастер-классом.)
— Игорь Анатольевич, — спросила я, — как вы чувствуете себя на фестивале, когда не заняты в спектакле и сидите, как сегодня, в первом ряду, то есть по эту сторону рампы, — хорошо?
— Ну, сейчас, когда впереди остался один гала-коцерт, — хорошо. Можно сказать, именинником...
— То есть предварительный итог — Сибирский фестиваль балета родился и удался?
— Мне кажется, да! Во-первых, практически все заявленные звезды приехали. Во-вторых, как и обещалось, наша новосибирская публика воочию могла лицезреть каждый вечер на самом деле мировой балетный уровень. В-третьих, все престижные театры мира проводят подобные фестивали, и Новосибирский театр оперы и балета с его уровнем в полном праве иметь такой же фестиваль. Кроме того, мы очень рады, что публика целую неделю с энтузиазмом ходит на эти спектакли — свободных мест нет, и я очень надеюсь, что за Первым Сибирским фестивалем балета непременно последуют следующие его номера — и второй, и третий, и так далее.
В том, что корону балетной столицы Новосибирск примерял нынче в мае абсолютно заслуженно, уверен и московский балетный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска» Ярослав СЕДОВ, с которым мне удалось встретиться в кулуарах нашего, сибирского, фестиваля.
— Прежде всего Новосибирский оперный — это уникальное здание, которое поражает своими размерами, красотой и чистотой стиля. И мы прекрасно помним, что здесь во время Великой Отечественной войны хранились картины Третьяковской галереи, и хранились профессионально. Поэтому, когда сюда приезжаешь, любуешься не только зданием и дышишь этим воздухом истории, а видишь и понимаешь, что балет, который имеет свои не менее ценные картины, сравнимые с эрмитажными или третьяковскими, а именно нашу великую балетную классику, эти картины здесь есть кому хранить. И не только хранить, но делать их живыми. У вас не только прекрасное здание, но хороша и труппа, которая позволяет исполнять классику на том самом надлежащем — эрмитажном или третьяковском — уровне.
Да, любой труппе, и новосибирской тоже, всегда можно пожелать чего-то, всегда бывают некоторые недостатки, но эти недостатки — сугубо профессионального порядка. Это нюансы, которые профессионалы всегда вычищают, корректируют и всегда бывают творчески чем-то недовольны. Словом, когда есть в театре живая жизнь, есть и проблемы. Вот здесь — в Новосибирском театре оперы и балета — есть живая жизнь и есть очень высокий уровень профессиональной работы. Я думаю, что именно это позволило Игорю Зеленскому — такому выдающемуся мастеру на пике и своей карьеры, и мировой славы — именно здесь начать работу в новом качестве. Потому что это человек, который мог бы выбрать любое место, и у него такие возможности были: он руководил театром в Афинах, были у него и другие престижные предложения... Тем не менее он — в Новосибирске. И, мне кажется, его привлекло не только то отношение к профессионализму и творчеству, которое здесь, безусловно, сложилось. Но и те способные люди, которых он тоже со своей стороны, как мы видим в этих спектаклях, раскрывает.
Потому что уже тут, на фестивале, для меня было открытием, как по-новому Анна Жарова выглядит в «Баядерке». Мы знаем ее по московским гастролям, она известна в столице. Но мы ее видели как лиричную танцовщицу или наоборот — как достаточно техничную (даже холодноватую) балерину в прекрасной форме. А здесь — во втором спектакле фестивальной «Баядерки» — она раскрылась совершенно иначе. Как очень яркая, захватывающего темперамента, драматическая актриса. Здесь у вас вообще чудесные балерины! Вот Наталья Ершова, которая с другой интонацией, но тоже свою драматическую и лирическую ноту берет в спектакле таким образом, что и от нее не оторваться...
Здесь у вас есть совершенно чудесная Елена Лыткина, которую мы увидели в «Баядерке» в эпизодической роли... Но дело в том, что традиции императорского русского балета предполагают, например, что балерины самого выдающегося положения украшают своим участием, как бриллианты, эти вот эпизоды. Так, дочь Петипа танцевала в «Спящей красавице» не только Фею Сирени, но и Золушку в сказочном параде. А Кшесинская — выходила в роли Красной Шапочки. И у вас ваши примы и премьеры точно так же сверкают в эпизодах... Сюда надо добавить и Рому Полковникова, который танцует и Спартака, и прекрасно выглядит в современной хореографии — в балете «Шепот в темноте»... А здесь, на фестивале, как он — Золотой божок, все его коллеги в эпизодах из чистого тоже золота.
Конечно же, выделяет новосибирский балет и мастерство работающих в театре репетиторов — Лидии Крупениной, Татьяны Кладничкиной, Ларисы Василевской, на таких мастерах, которые и задают уровень, и знают его, держится театр. А теперь в итоге — на энтузиазме и профессионализме руководителя балета, который из того, что он здесь нашел, сумел создать очень достойное произведение. Я имею в виду как поставленную Зеленским «Баядерку», так и сам фестиваль балета...
И вот что еще хочется сказать о новосибирских артистах. Работая на фестивале шесть вечеров подряд в таких огромных и сложных спектаклях, они, что очевидно, с этой работой превосходно справляются. Видимо, такой темпоритм им привычен и в «будни»... И главное, самое ценное — эта работа явно вызывает у них энтузиазм. Чувствуется, это не просто работа на износ и осуществление чужого, придуманного кем-то проекта, а их собственный интерес, их профессиональная творческая жизнь.
Вероятно, это же привлекло сюда и гостей фестиваля. Самых перспективных молодых звезд, в их числе отечественных, которые сегодня больше известны в столицах и за рубежом, чем в России. Потому что, к сожалению, гастрольная практика у нас в стране сегодня чрезвычайно ограничена. Это танцующий в Лондонском Королевском балете датчанин Йохан Кобборг, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Наталья Осипова, Иван Васильев и Андрей Уваров из Большого театра, Евгения Образцова и Владимир Шкляров из Мариинки, Елена Востротина из Дрезденской Штаатсоперы и Семен Чудин из Цюрихского балета.
Не могу не упомянуть в связи с успехом этого нового грандиозного балетного проекта директора театра Бориса Михайловича Мездрича. Ведь на его плечах не только организация этого сложнейшего фестивального процесса, но целого, скажем так, перспективного творческого пласта, который разрабатывается одновременно и параллельно: новый оперный — парижский — проект, возобновление с итальянцами балета «Лебединое озеро» и, насколько я знаю, многое-многое другое...