USD 107.7409 EUR 114.3149
 

...И почему тормозит «Сибирский транзит»?

Татьяна ШИПИЛОВА.
073-23.jpg
073-23.jpg



А сегодня расскажем о том, что же предопределило эту встречу профессионалов в стенах новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и какой она была.

Необходимость встретиться, конечно же, предопределили проблемы регионального театрального сообщества и театра вообще, решение которых нельзя никак откладывать далее, чтоб не пропасть и тем более «чтоб не пропасть поодиночке».

Идея же самого форума возникла по инициативе созданной в июне 2007 года Ассоциации руководителей драматических театров Сибирского федерального округа, которая уже сделала первые практические шаги в решении насущных проблем театров региона. В частности, на базе новосибирского «Глобуса» — директор этого театра Татьяна Людмилина избрана председателем правления ассоциации — были проведены семинары с приглашением ведущих российских специалистов для руководителей пресс-служб и литературной части театров, а также служб по организации зрителей. Собственно, именно Татьяна Николаевна в своем вступительном слове и на этот раз обозначила круг проблем, которые стали ключевыми при обсуждении на форуме. Это создание единого театрального пространства СФО, во многом утраченного из-за ослабления, если не умирания, фестиваля «Сибирский транзит». Отсутствие полноценных региональных — «кольцевых» — гастролей. Проблема молодых творческих кадров — режиссеров, драматургов и проч. Кроме того, как руководитель театра, одним из первых в регионе сменившего организационно-правовую форму — с 1 апреля театр существует в статусе автономного учреждения культуры, — директор «Глобуса» прокомментировала для коллег основное преимущество этого шага, сказав в заключение: «Да, это непросто. Но поверьте, это кратно облегчает организационный процесс...»

Разговоры о «процессе» и специфически директорских — менеджерских заботах был продолжен на следующий день на «директорской» секции форума. Но в целом в выступлениях и обмене мнениями первого дня руководители наших сибирских театров показали себя прежде всего заинтересованными в художественных результатах возглавляемых ими коллективов. А театры они представляли самые разные: драматические для детей и юношества, драматические «взрослые», кукольные и один музыкально-драматический. От театров малых городов (например Прокопьевска), где при населении 150 тысяч жителей потенциальными зрителями можно считать только треть; до областных, русского и национального, работающих в одной столице; городских разного статуса — одного или нескольких, как в Новосибирске; до академических — «Глобуса» и «Красного факела».

В этом они были едины между собой и солидарны с непосредственными, так сказать, творцами. Например, с художественным руководителем Новосибирского городского драматического театра, председателем гильдии режиссеров Сибири, ректором Новосибирского театрального института Сергеем Афанасьевым, который сказал, что новую модель театра имеет смысл создавать только тогда, когда за театром, непременно основывающемся на школе русского психологического театра, чиновниками будет признано право на художественный эксперимент. Иначе все наши попытки построить новый театр сведутся к созданию «альтернативного вида деятельности в области культурно-массовых развлечений». И нам никогда не преодолеть засилия «попсы, которая выдает себя за театральное искусство».

Директор Томского областного театра драмы Геннадий Сокуров сформулировал, с точки зрения менеджеров, рифмующуюся с афанасьевской мысль следующим образом: «Главное, чтобы при переводе нас в автономные учреждения культуры субъекты Федерации понимали четко: театр — это не культурно-развлекательный и не культурно-оздоровительный центр, во что порой пытаются превратить на местах театры...»

Безусловно, почти универсальным инструментом для роста и самосовершенствования театральных коллективов, для понимания ими своего места в театральном процессе региона, страны в целом назвали участники форума фестиваль «Сибирский транзит». Но в том виде, в котором по инициативе директора «Красного факела» Александра Кулябина и при поддержке полномочного представителя президента в СФО, а также Сибирского соглашения фестиваль в 2001 году начинался. Пока «у руля» был Кулябин, все проходило на высоком уровне и приносило толк: были и творческая радость, и учеба, и серьезная экспертиза спектаклей, участвующих в конкурсе. Последние несколько лет — все иначе: нет не только развития фестиваля, но каждый год очередная территория, что проводит его, начинает все с нуля. Бывает даже, проектом занимаются случайные люди, формальны все мероприятия, составлявшие прежде важнейшую часть фестиваля — «круглые столы», мастер-классы и так далее.

По мнению Татьяны Людмилиной, такой уровень проведения фестиваля — «это унижение профессионального театрального искусства».

Татьяна Козицына, директор Алтайского государственного театра для детей и молодежи:

— В первые годы был экспертный совет из известных критиков, театроведов. Он объезжал все территории, собирал лучшие спектакли, формировал афишу фестиваля. Сегодня же департаменты сами выбирают, кого послать на фестиваль, порой руководствуясь единственным критерием, как бы сделать это подешевле... И вообще сейчас нет серьезных критиков, серьезных обсуждений. Приедем, посмотрим друг на друга, чаю попьем... А ведь смысл «Сибирского транзита» изначально виделся в том, чтобы наблюдать театры соседей в развитии, в движении, осмыслить свое место в театральном процессе. У нас сегодня нет недостатка в приглашениях на фестивали, нас знают, зовут: вот скоро едем в Висбаден. Но «Сибирский транзит» был жизненно необходим как школа, как место профессионального, очень предметного общения...

Людмила Купцова, директор Прокопьевского театра драмы:

— Я как руководитель просто потеряла интерес к этому фестивалю. При Кулябине это был очень высокий уровень. Расширялся кругозор, мы видели работы интересных — не московских — режиссеров, художников. Даже если театр не участвовал в фестивале, приглашались директор и главный режиссер: мы видели все, могли сравнить себя с другими. То, что у этого фестиваля исчезли и уровень, и нерв, я считаю, очень большая потеря...

Об угасании «Сибирского транзита» и желании театров непременно его возродить высказались почти все участники форума. Но в качестве резюме я процитирую режиссера.

Сергей Афанасьев:

— Мне кажется, надо вернуть фестиваль в те руки, которые его создавали, — в руки Александра Кулябина. «Сибирский транзит» — это наша сибирская «национальная премия», что должны понимать учредители и руководители субъектов Федерации. Ведь благодаря «Сибирскому транзиту» мы, к примеру, можем выстроить принципиально новые взаимоотношения наших театров с «Золотой маской»: не конкурировать с нею, а сотрудничать.