USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Мы производим только духовные ценности

Ольга РОДЕНКО. Фото из архива фонда.
067-13.jpg
067-13.jpg



— Сергей Петрович, для начала расскажите, как возникла идея создания фонда?

— В 90-х годах мы уже были научены горьким опытом начала перестройки, когда многие остались совершенно без работы. Потом положение немного выравнялось и стало очевидно, что очень скоро отношения между культурой и государством будут примерно такими же, как на Западе. И если мы сами об этом не позаботимся (я тогда был артистом симфонического оркестра), то о нас мало кто побеспокоится... Арнольд Михайлович это прекрасно понимал и собрал единомышленников для того, чтобы сделать что-то, в частности, для симфонического оркестра. Чтобы коллектив смог уцелеть и выжить в этих сложных условиях. В принципе нам это удалось. По сей день мы ни от кого не зависим и не получаем никакой материальной помощи. Мы полностью сами себя обеспечиваем за счет того, что ведем хозяйственную деятельность, которая не возбраняется уставом организации. К примеру, участвуем в конкурсах на поставку музыкальных инструментов, это определено законом. Прибыль от этой деятельности мы направляем на уставные цели. Дело в том, что у нас нет оборотных средств, как у организаций, которые уже давно находятся в этом бизнесе, поэтому мы берем кредиты. Иногда, когда банки отказывают, берем частные кредиты. И мы уже заранее знаем, что поставка этих инструментов состоится и что кредит будет возвращен вовремя.

— Много ли желающих приобретать инструменты именно у вас?

— Думаю, те, кто получает инструменты через наш фонд, довольны, потому что мы даем свое гарантийное обязательство, помимо заводского. У нас есть мастера, которые помогают нам в этом плане, и прежде чем передать тот или иной инструмент в руки потребителя, эти мастера его еще раз проверяют, устраняют на месте имеющиеся недостатки.

— Какова основная программа фонда «Маэстро»?

— Основная программа, на которую изначально был нацелен фонд, это программа обеспечения жильем работников культуры. Раньше по разнарядке выпускники столичных творческих вузов приезжали в Сибирь, то же самое было и в других сферах, таким образом, был постоянный приток свежих сил, но после перестройки все поменялось, и Арнольд Михайлович Кац понял, что нужно каким-то способом удерживать здесь людей. Новосибирск притягивает к себе талантливую молодежь со всего региона, но каким способом ее удержать? Можно просто повышать зарплату, а жилье будет являться ключевым моментом. И если мы даем жилье, то молодой специалист подумает, стоит ли ему смотреть на Запад, может, лучше стоит здесь поработать?

— Программа работает?

— В 2003 году нами было написано письмо на имя мэра Владимира Филипповича Городецкого о том, чтобы фонду предоставили земельный участок для строительства жилого дома. В результате многолетних поисков нам удалось найти такой участок, который находится на набережной рядом с гостиницей Обь. Мы подписали инвестиционный договор со строительной фирмой, по которому мы передаем этот участок как вклад в инвестицию, а фирма строит жилой дом и передает 900 квадратных метров на нужды фонда. Для того чтобы эта программа работала, дальше было решено работникам культуры передавать эту жилплощадь под 50% от стоимости, а эти деньги снова направить на покупку следующего участка, чтобы эта программа не останавливалась.

— А как будет происходить распределение жилья среди деятелей культуры?

— Фонд создал жилищную комиссию, куда вошли 9 уважаемых работников культуры, которые и будут эту жилплощадь распределять. В настоящее время правила учета и распределения еще разрабатываются, потому что это не так просто, и мы хотим это сделать таким образом, чтобы было для всех четко, ясно и справедливо, чтобы ни у кого не оставалось каких-то домыслов, черных мыслей о том, что что-то не так.

— Какие еще программы есть у вашего фонда?

В образовательном плане фонду хотелось бы тоже как-то себя показать. Вернее, мы уже показали себя — сделали образовательную программу, представили ее публике. Это программа «Волшебные нотки». Ее цель — в игровой форме, в виде кукольного спектакля, где действующие лица — нотки и скрипичный ключ, представить детям от 3 до 6 лет некоторые сведения о теории музыки. Параллельно ведущие этого спектакля смогут определить наиболее ярких детей из числа зрителей...

— Сергей Петрович, а как можно получить звание стипендиата имени Арнольда Каца?

— Каждый год в марте мы проводим прослушивание, и юные дарования получают звание стипендиата имени Арнольда Каца, раньше это называлось «Стипендиат фонда «Маэстро». Те, кто получил стипендию первой степени, проводят концерт. В связи с этим была собрана независимая комиссия, члены которой — педагоги. Они не заинтересованы в продвижении того или иного кандидата. Они не получают за это никаких денежных вознаграждений и должны по нашему внутреннему уставу работать бескорыстно, то есть так, как велит их сердце, как они слышат исполнение того или иного кандидата. Эта стипендия нацелена на профессионалов — тех, кто сможет в будущем достойно себя проявить в той или иной сфере искусства, и, как правило, это удается.

— Каким образом проходит подбор кандидатов на стипендию?

— Мы рассылаем через департамент культуры всем учебным заведениям приглашения. Это выглядит примерно так: в такое-то время состоится прослушивание талантливой молодежи, просим руководителей представить характеристику на тех, кто собирается выступить, стать претендентом на стипендию, также просим выслать программу выступления.

— Дети общеобразовательных школ, не посещающие школы искусств, могут претендовать на стипендию?

— К сожалению, в общеобразовательных школах нет такого направления деятельности. Лишь в гимназии № 1 существует вокальная студия, ее руководитель Лариса Васильевна Лексенкова, не жалея своих сил и времени, очень серьезно занимается с детьми. Именно ее воспитанники участвуют в наших, а также в международных конкурсах и очень достойно себя проявляют.

— Сколько человек уже получили стипендию имени Арнольда Каца?

— За все время было отмечено 97 человек. Среди стипендиатов есть и танцоры из хореографического училища, студия «Триумф» в прошлом году показала очень талантливых девочек-художниц, город Краснообск представил очень хорошо своих ребят, много было и инструменталистов. Хотелось бы, чтобы эту программу поддержала наша администрация. Потому что, по замыслу Арнольда Михайловича Каца, дети и дальше должны быть вовлечены в концертную деятельность города. Поскольку они профессионально проявили себя на прослушивании, были выделены из числа многих, значит, они уже заявили о себе как о профессионалах, поэтому им нужно развиваться дальше.

— Как ребята проявляют себя после получения стипендии имени Арнольда Михайловича Каца? Есть ли уже сейчас известные имена среди бывших стипендиатов?

— На самом деле их много. К сожалению, некоторые уезжают учиться за границу, опять же на Запад, — не остаются здесь. Кто-то в Голландии учится, кто-то в Австрии, кто-то в Германии. Причем ребята не только пианисты и скрипачи, есть, например, духовик, что является редкостью. Он вообще из Маслянино, очень яркий, талантливый парень, а приедет ли обратно — вопрос. Время покажет. Сейчас мы отправляем две группы за границу на «Русские сезоны в Париже». Это народники, то есть фольклор и академическое пение. В следующем году будут известны результаты. А пока собираем деньги на поездку.

— Напоследок, Сергей Петрович, несколько слов о планах и перспективах фонда?

— Мы еще в полной мере не реализовали то, что задумали. Нужно включить механизм реализации программы по обеспечению жильем работников культуры, чтобы она работала в полной мере, — это первое. Второе: нам необходимо «раскрутить» образовательную программу, обязательно вовлечь в нее детей из Новосибирской области, потому что у детей, которые живут в городе, намного больше возможностей для самореализации. Именно самореализация талантливых ребят — наш главный стратегический план, а если все будет удаваться — неограниченная перспектива.