Отдадут свой голос за решеткой
Выборы «за решеткой», конечно, значительно отличаются от общего порядка и практики. Об этом мы разговариваем с заместителем начальника ГУФСИН по Новосибирской области полковником Сергеем Полянским.
— Сергей Витальевич, сколько граждан, заключенных по решению суда под стражу, имеет право принять участие в голосовании?
— По состоянию на 24 января 2008 года у нас содержатся 4 067 следственно-арестованных, обладающих избирательным правом.
— Как будет реализовываться это право?
— Голосование будет проходить в семи учреждениях системы ГУФСИН по Новосибирской области (3 следственных изолятора и 4 учреждения, где действует режим СИЗО). Во всех учреждениях созданы рабочие группы, которые занимаются разъяснительной работой среди следственно-арестованных, знакомят с порядком и организацией выборов — кто по закону имеет право участвовать в голосовании, на основе каких документов. Перед выборами они получают из областной избирательной комиссии все необходимые информационные материалы по кандидатам. Для этой цели организуем в СИЗО и выпуски радиогазеты.
Сейчас отделами спецучета уточняются и составляются списки лиц, которые обладают избирательным правом. Проверяется наличие в личных делах паспортов. Если паспорт отсутствует, в следственные органы, в суды, родственникам направляются письменные запросы с просьбой предоставить паспорта следственно-арестованных граждан для включения их в списки для голосования.
— Но есть, наверное, и такие, кто не имеет семьи, дома?
— Ищем, направляем запросы в разные инстанции... При этом, бывает, выявляются иностранные граждане, а также лица без российского гражданства, которые не имеют права голосовать.
Следующее направление в деятельности рабочих групп — взаимодействие с территориальными и участковыми избирательными комиссиями по уточнению списков, получению открепительных удостоверений. Следственно-арестованный, обладающий избирательным правом, может написать заявление и доверенность на сотрудника или своего родственника и получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии.
— Любопытно узнать, как практически будет проведено голосование, например, в следственном изоляторе №1 — с урной обойдут все камеры?
— По решению Новосибирской территориальной избирательной комиссии в СИЗО создан избирательный участок (так было и на выборах в Государственную думу). Поочередно содержащиеся в каждой камере следственно-арестованные получат возможность в кабинках для тайного голосования сделать свой выбор и опустить бюллетень в урну для голосования. В остальных учреждениях голосование будет проходить вне помещений — с урнами приедут представители участковой избирательной комиссии. При этом, конечно, будут соблюдены все инструкции по обеспечению безопасности.
— Сергей Витальевич, никто из арестованных, обладающих правом голоса, не отказывается от участия в выборах?
— Не помню ни одного случая. Для человека всегда важно почувствовать себя достойным, востребованным. При этом выборы вселяют и за решеткой надежду на перемены в лучшую сторону — например, ждут объявления амнистии.
В день выборов следственно-арестованные получают праздничный обед (в пределах, конечно, ведомственных приказов), играет музыка, сотрудники — все в парадной форме. Настроение у всех повышается.
— А не было ли в ГУФСИН обращений от кандидатов с просьбой пропустить в СИЗО для встречи с электоратом?
— Пока не было. Но закон не запрещает такую работу кандидатов.
На снимке: новосибирский следственный изолятор №1.