С «автогражданкой» надо дружить осмотрительно
Как известно, сегодня каждый владелец автомобиля в обязательном порядке должен иметь страховой полис. Если сотрудник ГИБДД остановил водителя и выясняется, что полиса нет в наличии либо в него вписан другой человек, то это влечет за собой административное наказание.
Стоит, видимо, напомнить, что система ОСАГО была скопирована с других развитых стран, где уже «обкатана» до мельчайших подробностей. В России на первоначальном этапе внедрения она имела целый ряд недостатков, которые породили в сообществе владельцев транспортных средств оживленную дискуссию и критику законодательной власти. В частности, не были сразу решены вопросы, кто и как будет оценивать ущерб, причиненный автомобилю во время ДТП.
В 2007 году «автогражданка» обрела более совершенное содержание — например, правительством внесены изменения в закон, согласно которому потерпевший вправе сам приглашать независимого оценщика определить ущерб и представить это заключение в страховую компанию. Кажется, все просто. Однако некоторые подводные камни еще остаются — ситуация приобретает деликатный характер, если оценщик непосредственно работает в страховой компании. Сумеет ли он в этом случае быть объективным в своих выводах?
По мнению юристов, автогражданка не дотягивает пока до желаемого идеала и в других вопросах. Так, несмотря на признание одним из участников ДТП своей вины, во многих случаях страховые компании отказывают в страховых выплатах. И человек вынужден обращаться в суд, терять время, деньги.
В значительной мере портят репутацию автогражданке продолжающиеся мошенничества. Наиболее распространенными из них являются фиктивные угоны, страхование одного авто в нескольких компаниях, сокрытие информации о ранее полученных повреждениях, фальсификация документов по технической экспертизе.
Самый популярный вид обмана — попытка получить сумму страхового возмещения выше той, на которую пострадала машина. При этом потерпевшие предоставляют недостоверные данные при составлении договора или в заявлении о возмещении ущерба. Например, завышают реальную стоимость транспортного средства или ремонта и запчастей.
Распространенный вид мошенничества — фальсификация страхового случая: умышленная авария или другое происшествие, организованное клиентом страховой компании. Популярно среди жуликов также оформление договора страхования задним числом. Это возможно, если представитель страховой компании невнимателен или участвует в сговоре.
По каждому случаю мошенничества служба безопасности страховой компании вправе проводить проверку и при выявлении криминала передавать материалы в правоохранительные органы.
Есть и другая система страхования — КАСКО. Смысл ее в следующем: имея автомобиль, вы приходите в страховую компанию и страхуете его от определенных рисков. Например, есть опасения, что любимое авто кто-то разобьет или оно в огне сгорит, потонет... КАСКО — не обязательная форма страхования, она предполагает гибкую систему тарифов и объемов страхования, возмещения ущерба — частично или полностью. Но и в этом случае надо проявлять бдительность — очень внимательно читать условия договора о страховании по КАСКО. Например, в договоре может быть указано, что с 8 вечера до 8 утра автомобиль должен находиться на охраняемой стоянке. Владелец ставит машину на ночь в гараж, из которого ее похищают. Финал: страховщик отказывается платить возмещение — и он юридически прав: в договоре речь шла об охраняемой стоянке, а не о гараже... Лучше всего, конечно, перед тем как подписывать договор, дать его почитать специалисту-юристу, предпочтительнее независимому, со стороны.
Как выбрать надежную страховую компанию?
Это очень важно — ведь ей придется доверить свои «кровные». Чтобы определить надежность и уровень платежеспособности страховой компании, необходимо иметь наиболее полную информацию о страховщике. Например, просмотреть рейтинги страховых компаний, обращая внимание на показатели по объему собранных страховых премий и выплаченных страховых возмещений. Если объем выплат слишком мал по сравнению с величиной собранных премий, или данные по этому показателю отсутствуют — это должно насторожить.
И еще в помощь владельцам авто: помните, что теперь в случае ДТП нельзя получить справку в ГИБДД о виновности другого водителя, как это было раньше, и пойти с ней в суд или к страховщику для решения вопроса о возмещении виновным причиненного ущерба. Если нет пострадавших, ГИБДД определяет только, кто какие правила движения нарушил, и накладывает на виновного в нарушениях соответствующий штраф. По требованию участников ДТП им могут выдать справки об участниках ДТП и их автомобилях. Но в этих справках ни слова не будет о вине конкретного лица. Незначительное ДТП можно не регистрировать тогда, когда причинитель вреда письменно (распиской) признает себя виновным в происшествии и обязуется возместить определенную сумму расходов.