Дворец для «Красного факела»
ставший вдруг уютным и камерным, не по количеству мест, а по ощущению, зрительный зал — восстановлена изысканная в своей строгости лепнина потолка; исчезли в его — зала — интерьере неоправданные цветовые контрасты. Сцена с двумя, будто выдвинувшимися в зал, балконами стала в его пространстве визуально просторнее и значимей...
И вообще все вокруг стало как-то гармоничней, человечней, что ли, отойдя от усредненного стандарта зала среднестатистического культурного учреждения. История здания, города, архитектурное своеобразие детища знаменитого Крячкова задышали, словно освобожденные от поздних наслоений, и, несомненно, создали ни с чем не сравнимую атмосферу внимания к чувствам и мыслям — «протяженным во времени», в искусстве, во внутреннем мире каждого зрителя...
А вот то, чего мы никогда не увидим (но оно поддерживает гармонию восприятия обновленного здания в целом), в скупых строках служебного документа: «При реализации строительной части проекта была выполнена замена деревянных перекрытий на монолитные железобетонные. Для разгрузки и усиления существующих кирпичных стен и бутовых фундаментов был встроен в сценическую коробку облегченный железобетонный каркас, выполнены монолитные железобетонные колонны...
По зрительному залу покрытие также выполнено металлическими фермами, по нижнему поясу ферм выполнено монолитное железобетонное перекрытие с утеплением.
...Выполнена уникальная система вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения воздуха, противодымная вентиляция и системы противопожарной защиты со строительством насосной станции пожаротушения...
При выполнении технологических решений были заменены механическое оборудование сцены, постановочное освещение, театральная связь и трансляция, звуковое оповещение и электроакустическое усиление с применением современного оборудования и современных решений...»
Из перечислений всего сделанного во время реконструкции, реставрации и капитального ремонта «Красного факела» можно составить не один том документов. А тому предшествовали тома проектной и сметной документации, а потом был приложен масштабный и очень квалифицированный труд — вначале интеллектуальный, а затем и физический. И вот краснофакельцы и их поклонники-зрители получили то, что получили: настоящий храм искусства. Да, два года первым пришлось репетировать, находя уголки-оазисы в грохоте и пыли большой стройки, и показывать свои творения на неуютных (по определению) чужих сценах, вторым — скитаться за своими кумирами по городу. Но сегодня и те, и другие получили долгожданный подарок. Краснофакельцы от души радовались, а мы радовались за них: наконец-то этот замечательный театр, эта талантливая труппа обрела достойный ее уровня и класса дом!
Губернатор Виктор Александрович Толоконский начал свое поздравление именно с этих слов: «Дорогие и любимые актеры, дорогие друзья!», потому что это был в первую очередь их долгожданный праздник, их день.
Ровно 75 лет назад основанный в Одессе и исколесивший всю страну «Красный факел» навсегда обосновался в Новосибирске. И стал частью его биографии, его судьбы. Это тоже подчеркнул губернатор, отметив то благотворное влияние, которое театр оказывал и оказывает на всех нас: «Можно говорить о том, что история «Красного факела» — это история общих с городом дел, общих побед, общих проблем. Но именно здесь новосибирцы и жители области получали тот духовный и нравственный заряд, который помогал и помогает им преодолевать какие бы то ни было трудности...»
На обновление, а точнее, возрождение «Красного факела» из бюджета области было выделено 280 млн рублей. Как заметил Виктор Александрович, это было непростое решение, но «совершенно необходимое» для театра и зрителей. К тому же, сказал губернатор, «после того как мы прошли реконструкцию оперного, нам ничего не было страшно...». Он поблагодарил строителей за труд и вновь обратился к актерам, пожелав замечательной труппе переполненных залов, а театру — быть лучшим в России.
Виктор Александрович поздравил также с 65-летием творческой деятельности народную артистку России Анну Яковлевну Покидченко — славу, гордость и, можно сказать, душу сибирского МХАТа. Это был очень трогательный момент: губернатор выразил нашу общую зрительскую признательность великой актрисе и чудесному интеллигентному человеку. К этому поздравлению, как и к поздравлению по поводу открытия театра, присоединились председатель областного Совета депутатов Алексей Акимович Беспаликов, мэр Владимир Филиппович Городецкий и председатель горсовета Надежда Николаевна Болтенко, выступившие затем на торжестве.
А вручение почетных грамот губернатора проектировщикам, строителям, реставраторам и монтажникам, осуществившим второе рождение театра, шло под несмолкаемые овации зрительного зала. Они были настоящими героями дня. По этой же причине концерт-капустник, подготовленный краснофакельцами и их коллегами из других театров, был сыгран как бы от имени строителей, то есть в «их ролях». Как сказал, предваряя это смешное и талантливое действо, директор «Красного факела» Александр Прокопьевич Кулябин: «Мы настолько за время реконструкции срослись со строителями, что каждый строитель стал артистом, а наши актеры — строителями».
Почетными грамотами губернатора Новосибирской области
«За большой вклад в реставрацию и реконструкцию театра «Красный факел» награждены коллективы:
— ГУП Новосибирской области «Управление капитального строительства», директор Павел Нефедович НЕФЕДОВ;
— ООО «Центр театральных технологий Сибири», директор Наталия Ивановна ПИНУС;
— ООО «Сибстрой», директор Валерий Васильевич КОЖУХОВ;
— научно-производственный центр по сохранению культурного наследия, директор Геннадий Павлович БЛУККЕ;
— ООО «Электромонтажное управление № 3 «Сибэлектромонтаж», директор Рим Иванович ЛАТФУЛИН;
— ООО «Локарт», директор Геннадий Юрьевич УЛИНКИН;
— ООО «Эпсилон», директор Валерий Иванович ПИКАЛОВ;
— ОАО «Сибирский институт «Сибспецпроектреставрация» (г. Томск), директор Петр Петрович ЗЫБАЙЛО;
— муниципальное учреждение «Отдел капитального строительства Главного управления благоустройства и озеленения», директор Юрий Вениаминович АЛЕКСЕЕВСКИЙ.