USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Труд как шанс начать новую жизнь

Вадим ГЛУХОВ. Использованы материалы ГУФСИН по Новосибирской области.
200-36.jpg
200-36.jpg



При Петре I предпринимаются попытки массового использования арестантского труда. Именно тогда были организованы прядильные дома для женщин-преступниц. В этом смысле можно утверждать, что идея тюремного производства началась ещё в 1668 году. Во второй половине ХVII века арестантов стали использовать на уральских и сибирских рудниках. Эта категория заключённых привлекалась также к труду на частных предприятиях и общественно значимых объектах — на земляных работах, на очистке каналов, гаваней и т. д. Освоение просторов Сибири и Дальнего Востока происходило одновременно с совершенствованием законодательства того времени, которое в основу заселения отдалённых районов ставило каторжные работы.

В Советском Союзе использование труда осужденных приносило экономическую выгоду государству, но при этом являлось и одним из основных средств воспитания. По крайней мере, такая задача всегда декларировалась.

Если труд не каторжный, то он необходим человеку, как хлеб и вода. Но кажется, что только сегодня труд в местах лишения свободы начинает по-настоящему приобретать содержание воспитательной меры — работая, заключенные выплачивают алименты, возмещают материальный ущерб и потом, выйдя на свободу, в состоянии обеспечить себя самым необходимым. Для этого в исполнительно-уголовной системе организуются новые производства, идет обучение профессиям, востребованным на рынке труда.

Вот несколько любопытных фактов по Новосибирской области: наибольший объем производства в системе исполнения уголовного наказания отмечался в 80-е годы, когда выпуск собственной промышленной продукции на предприятиях ИТУ составлял 300 миллионов рублей ежегодно. Изделия поставлялись во все регионы Советского Союза и в двадцать одну зарубежную страну, в том числе во Францию, в Канаду, Индию. Доля выпуска промышленной продукции по кооперации с крупнейшими предприятиями города и области достигала 100 миллионов рублей в год. Помимо этого, исправительно-трудовые учреждения области активно привлекались к строительству многих важных объектов промышленного, научного, жилищного и народно-хозяйственного назначения. Ежедневно на стройки города и области выходили 25 тысяч осужденных.

Начавшиеся в начале 90-х годов реформы и распад Советского Союза отрицательно сказались на развитии УИС, в том числе и её промышленного сектора. Нарушились годами сложившиеся производственные связи, предприятия УИС потеряли рынки сбыта своей продукции. Сегодня этот «провал» постепенно ликвидируется, но при этом главная цель производственной деятельности в рамках исполнения наказаний в современных условиях не прибыль, а помощь осужденным в освоении трудовых навыков, необходимых им для нормальной жизни в обществе, социальной адаптации.

Можно ли утверждать, что таким образом все проблемы с организацией труда в местах лишения свободы сегодня сняты и осужденные имеют равные возможности в получении трудовых навыков, социальной реабилитации? В ГУФСИН по Новосибирской области больше предпочитают говорить об имеющихся еще проблемах в деле трудовой занятости осужденных. В настоящее время в ИТУ области не занято трудом около двух тысяч осужденных. В то же время на предприятиях так называемого народного хозяйства в последние годы зачастую возникает другая проблема — проблема рабочих кадров, система профессионального обучения рабочим специальностям фактически утрачена. В ГУФСИН стремятся поправить ситуацию в лучшую сторону: в одиннадцати ИТУ и следственном изоляторе ГУФСИН России по Новосибирской области функционируют семь профессиональных училищ с пятью подразделениями, готовящих для производства необходимых специалистов более чем по 20 рабочим профессиям. Все училища осуществляют образовательную деятельность на основе лицензий, выданных в установленном порядке лицензионным отделом департамента образования Новосибирской области.

В центрах трудовой адаптации и производственных мастерских учреждений ГУФСИH изготавливается продукция производственного и бытового назначения: продукция металлообработки и чугунное литье, мебель, строительные материалы. Швейное производство имеется практически в каждом учреждении. Исправительная колония № 9 является базовым предприятием по пошиву вещимущества для нужд Минобороны, МВД, Минюста и других силовых структур. В учреждении ФГУ ИК-12 имеется необходимое оборудование для производства рабочей обуви (сапоги, ботинки рабочие). А еще в подразделениях ГУФСИН имеется необходимое оборудование для первичной и глубокой переработки древесины, начиная с распиловки древесины, сушки пиломатериала и заканчивая изготовлением разнообразных столярных изделий и мебели. Из отходов деревообработки изготавливаются всевозможные сувенирные, декоративные изделия и другие товары народного потребления. Кроме того, имеется опыт производства школьной и детской мебели. Вместе с тем в учреждениях по-прежнему имеются немалые производственные мощности по выпуску изделий из металла, учреждения располагают парком хотя и устаревшего, но все еще работоспособного металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования. Так, в учреждениях имеется возможность производства гвоздей, сетки-рабицы, колючей проволоки, защитных заграждений на основе армированной колючей ленты. Например, в исправительной колонии №14 осуществляется выпуск чугунного литья. Но до сих пор там простаивает литейный цех с 10-тонными вагранками, напольными конвейерами и другой инфраструктурой, выпускавшей ранее 22 тысячи чугунных задвижек в месяц...

На сегодняшний день многие предприятия размещают свои производственные мощности на площадях ГУФСИН, открывают контрагентские участки, основное условие функционирования которых — трудоустройство осужденных, загрузка их работой и своевременная оплата за услуги по выпуску продукции.

Если этот процесс будет успешно развиваться, то вполне реально, что через некоторое время места лишения свободы по приговору суда вполне смогут восполнять бюджетные траты, а все осужденные — быстро возмещать нанесенный государству и гражданам материальный ущерб. Пусть так будет.