Стратегический план будущего
Как справедливо отметил в ходе заседания заместитель председателя комитета облсовета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников, символично, что обсуждение столь важного документа пришлось на канун 70-летия Новосибирской области, когда во многом можно оглянуться назад, оценить современное состояние нашего региона и перспективы его дальнейшего развития.
В разработке представленного проекта долгосрочного планово-прогнозного документа принимали участие представители научной общественности, областной администрации, депутатского корпуса, исполнительной власти на местах.
По словам председателя облсовета Алексея Беспаликова, необходимость создания Стратегии развития нашего региона на столь длительный срок во многом вызвана потребностью в серьезных прогнозах, к которым наша страна, по большому счету, не обращалась уже достаточно продолжительный период. В сложное время реформирования и экономической нестабильности минувших десятилетий было непросто долгосрочно планировать.
«Сегодня, когда в нашем регионе идет активный рост производства, повышение уровня валового продукта и многих других показателей, у Новосибирской области есть все предпосылки для успешного развития и более перспективного планирования деятельности разных отраслей», — отметил Алексей Акимович.
Проект Стратегии депутатскому корпусу представил первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко. Во многом в основу разработки Стратегии была заложена идея национальных проектов, реализация которых отражает узловые проблемные направления и сферы. К четырем общероссийским приоритетным программам добавятся региональные проекты по решению демографических задач, поддержке семьи, развитию культуры и газификации. В частности, планируется, что численность населения в Новосибирской области к 2025 году увеличится с сегодняшних 2 миллионов 662 тысяч человек до 2 миллионов 780 тысяч жителей.
Отвечая на вопросы присутствующих на слушаниях председателей районных Советов депутатов Новосибирской области, Василий Юрченко более подробно рассказал о газификации в нашем регионе. Соответствующая целевая программа ближайших двух лет предусматривает выделение на эти цели 380 миллионов рублей из областного бюджета, 1,1 миллиарда рублей — со стороны Газпрома, а также использование собственных средств хозяйствующих субъектов и населения. Как особо подчеркнул Василий Алексеевич, с учетом того, что до 1991 года газификация населения была запрещена, сегодня наша область справляется с этой задачей достаточно успешно.
Стратегия включает стартовые условия, конкурентные способности, возможные сценарии дальнейшего развития области. Среди конкурентных преимуществ нашего региона учитывается концентрация на его территории научно-исследовательского потенциала, выгодное экономико-географическое положение области, диверсифицированная структура нашей экономики, развитая структура банков, предприятий малого и среднего бизнеса. В списке наиболее актуальных проблем, решение которых предполагается Стратегией, — недостаточное воспроизводство научного потенциала в промышленности, транспортные проблемы, недостаточные доходы населения, нехватка федеральной поддержки крупных инфраструктурных объектов и некоторые другие факторы. При этом основная миссия будущей Стратегии — превращение Новосибирской области в главный инновационный центр на востоке России.
По всем отраслям планируется активное развитие инвестиционных процессов. Уже сегодня готов и включен в Стратегию 81 инвестиционный проект. В лидирующую десятку проектов так называемого первого уровня войдут направления, связанные с созданием инфраструктуры технопарка, развитием стройиндустрии и промышленности. Два направления инвестиционных проектов определены в Стратегии как приоритетные, они связаны со строительством технопарка и развитием транспортно-логистического комплекса области.
От депутатского корпуса поступило несколько дополнений в проект Стратегии. Заместитель председателя областного Совета Владимир Карпов озвучил предложение предусмотреть в документе развитие региональной законодательной базы — чтобы четко скоординировать создание правовой основы предполагающихся Стратегией изменений в жизни области.
Депутат Юрий Рыбаков отметил, что, по его мнению, главные цели Стратегии должны быть конкретными и, что наиболее важно, — измеримыми. Необходимо, чтобы решаемые Стратегией задачи определялись четкими параметрами, критериями достижений. Это, по мнению депутата, даст ясность — к чему в конечном счете нужно стремиться.
По мнению заместителя председателя комитета областного Совета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Геннадия Антонова, в разделе по сельскому хозяйству нужно больший упор делать на реалии сельской жизни, в частности, решать проблемы «уходящей» деревни. Еще один представитель аграрного комитета облсовета Анатолий Кондратов также высказался за более четкое определение в Стратегии судьбы селян. Кроме того, Анатолий Федорович предложил упростить Стратегию — и для понимания, и для исполнения. По словам Василия Юрченко, мероприятия по сохранению малых сел и развитию наиболее перспективных населенных пунктов должны стать управляемым процессом, работающим на сохранение села.
По итогам слушаний решено включить в проект Стратегии предложения и вынести документ на рассмотрение октябрьской сессии облсовета.