Не садиться на шею, а компенсировать затраты

По одной из рассматривавшихся поправок выступили депутаты Новосибирского городского Совета, которые предложили своим коллегам из областного Совета сохранить в региональном законодательстве льготы по налогу на имущество организаций для тех перевозчиков, которые берут на себя льготный провоз пассажиров определенных категорий. Напомним, что данные льготы будут действовать лишь до конца этого года. По словам председателя постоянной комиссии горсовета по городскому хозяйству Андрея Гончарова, отмена этих послаблений повлечет большие проблемы для многих транспортных предприятий. Например, Новосибирский метрополитен в год должен будет платить по этому налогу 157 миллионов рублей.
Однако специалисты считают, что, поскольку автотранспортные предприятия не привязаны к конкретным объемам льготных перевозок, а оплата таких проездов фактически ведется по конкретным картам, предоставлять льготы по налогу на имущество организаций нет необходимости. Возмещение затрат по льготным перевозкам транспортникам должно идти отдельной строкой — с привязкой к конкретным показателям: сколько пассажиров перевезено по социальным картам, столько средств и должно быть возвращено.
«Сегодня для областного бюджета льготные перевозки обходятся в 165 миллионов рублей в год, — отмечает начальник управления финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин. — При этом, по оценкам специалистов областного финуправления, город Новосибирск может и должен предоставлять своим предприятиям льготы в полном объеме».
Новосибирские специалисты оценивают: доходы и расходы городских перевозчиков различаются ненамного, поэтому какой-то порядок компенсаций все же должен быть предусмотрен. При этом, конечно, в данной части муниципалитет не должен «садиться на шею» областного бюджета.
«У Новосибирского метрополитена в 2007 году ожидается доходов 620 миллионов рублей, а расходов без учета текущего содержания — 618 миллионов рублей. А, к примеру, на следующий год в городском бюджете запланировано лишь 42 миллиона рублей на компенсацию затрат по работе метро. Еще 58 миллионов предполагается отдать на компенсацию убытков по другим видам транспорта. На сегодня мы пока еще полностью не перешли на льготную систему перевозок по карточкам, которая поможет сориентироваться, сколько пассажиров способны платить за проезд и сколько у нас льготников. При этом тарифы на проезд, пока нет точного учета льготников, резко поднимать тоже нельзя», — комментирует начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Андрей Ксендзов.
Областные специалисты соглашаются, что определенные компенсации перевозчикам льготников, безусловно, полагаются, но они, скорее, должны проходить не в виде налоговых послаблений для транспортных предприятий, а с их активным включением в процесс учета использования социальных проездных карт. В результате этой работы можно будет перейти от налоговых льгот на пассажирском транспорте к льготам всех уровней (муниципального, регионального, федерального) непосредственно для граждан. При этом подходе обиженными не останутся ни частные, ни муниципальные перевозчики, и пассажирский транспорт не должен будет нести на себе груз социальных обязательств — они останутся делом бюджетов всех уровней.
Какие бы подходы не предполагались в дальнейшем, муниципальному транспортному сектору помощь остро необходима уже сегодня. Как пояснил заместитель председателя транспортного комитета, директор МУП ПАТП-5 Валерий Ильенко, некоторые автобусные предприятия уже проходят процесс банкротства, закрываются. Это, как подчеркнул Валерий Павлович, происходит во многом из-за неправильно поставленной в городе Новосибирске тарифной политики.
«Зарплата у муниципальных транспортных предприятий самая низкая среди транспортников. По выпадающим доходам нужно срочно принимать меры, иначе муниципальным предприятиям остается не эффективно работать, а существовать», — сказал Валерий Ильенко.
Как подытожил председатель комитета по транспорту, дорожному комплексу, связи, информационным ресурсам, промышленной политике и топливно-энергетическому комплексу Сергей Титков, сохранить налоговые льготы для транспортников не получится. Во-первых, потерял силу закон, в котором они были прописаны, — льгота по налогу на имущество организаций будет действовать лишь до конца этого года. А во-вторых, если в принципе работать по этому направлению, «за льготами» в качестве возмещения затрат в этом случае могут прийти и железнодорожники, и речники. Тогда на компенсации не хватит никаких бюджетных средств.
Депутаты транспортного комитета решили принять информацию, озвученную на заседании комитета, к сведению. Дальнейшие обсуждения проекта закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» продолжатся на заседании головного комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике.