С точки зрения спикера...
Сказав, что увиденные им плакатики, в сущности, «не по его адресу». Изображенный на них парад с надписью «командовать парадом буду я» неправилен по существу. В России командует парадом только президент страны. А у Миронова на эту главную должность никаких претензий нет, о чем он неоднократно заявлял. Далее: спикер изображен с большой сигарой, но Сергей Михайлович еще с 14 лет не курит. Наконец, на плакатике дан перечень партий, из которых якобы появилась «Справедливая Россия», возглавляемая Мироновым, но таких партий уже давно нет.
Впрочем, о партийных делах речь на встрече с Мироновым шла, по меньшей мере, во вторую очередь. Гораздо интереснее было видение спикера Совета Федерации о проблемах строительства, науки, социальной политики и агропромышленного комплекса. Конечно, и в этот визит не обошлось без посещения Академгородка, который сейчас вступает в новую фазу обновления. Это ныне при высоких визитах такой же канон, как и оперный театр. Планы обновления Академгородка спикеру понравились. Он считает, что опыт Новосибирского научного центра «позитивен и правилен». Почему? Спикер напомнил, что первоначально в корне была неправильной идея создавать технопарки в чистом поле. Очень важен симбиоз промышленности с научным центром. Для развития нужна близость. Тем более что львиная доля средств при строительстве технопарков будет приобретенной за счет инвесторов. А для чистого поля и нужных кадров не найдешь, и достаточных средств не получишь.
Правда, в Академгородке, как помнится, никто и не собирался строить технопарк в чистом поле. Да и откуда оно здесь возьмется в первозданном виде?! Рядом наукоград Кольцово, «Вектор», Бердск, Сибирское отделение РАМН и т.д. В Советском районе Новосибирска едва ли позволительно «растягивать» строительные объекты. В нем за площадь «дерутся» с упорством кулачных боев. Миронову рассказали, конечно, что строительство технопарка уже затянулось на год, но это произошло в том числе и потому, что землю под строительство выделяли с редкостной медлительностью, настороженностью и жадностью.
На пресс-конференции зашел обстоятельный разговор о строительстве социального жилья. Пока, по мнению спикера, эта тема звучит еще слабо. Больше в планах и намерениях, чем в делах. Однако на последней сессии в Совете Федерации была создана комиссия по ЖКХ и жилищной политике. Главная задача комиссии — подготовить законодательную базу для массового строительства в нашей стране социального жилья. А его, как убежден спикер, могут строить муниципалитеты, региональные и федеральные власти. Предполагается и отраслевой принцип для такого строительства. Иначе говоря, министерства и ведомства тоже должны быть вовлечены в строительство такого жилья для своих работников. Да и брать построенные дома на свой баланс. Если честно, в этом ничего нового нет. Заводы десятилетиями строили жилье для себя. А потом годами отказывались от него, переводя жилье с баланса на баланс. Но острота ситуации со строительством жилья такова, что придется идти на все. Но это жилье в собственность, скорее всего, приобретать не будут — его сдадут в аренду или в социальный наем. Возможно, будет создана строительная государственная корпорация с филиалами во всех регионах страны и с самыми широкими полномочиями, начиная от подготовки земельных участков и их юридического оформления. Пока же только пять процентов населения могут воспользоваться ипотекой, двадцать пять — стройсберкассами, а семьдесят процентов наших людей не могут рассчитывать сегодня на достойное и собственное жилье даже по самым льготным (вплоть до нулевой ставки) кредитам. Горько, но факт. Таковы планы и реалии в «обрисовке» спикера.
Он сообщил также, что правительство одобрило законопроект о стройсберкассах и внесло документ о них в Государственную думу. Этот законопроект вскоре будет рассмотрен и вступит в силу с нового года.
Вызвал интерес на пресс-конференции и вопрос о том, как Сергей Миронов видит национальную политику России.
Увы, по ответу спикера получалось, что на сегодня в России еще нет выработанной государственной национальной политики. Больше того, «и никто этой политикой не занимается». Хотя в структуре такие работники, как сказал Сергей Михайлович, «теоретически есть», но это недостаточный уровень. Нет профессиональной работы и в постоянном режиме. Назрела необходимость по созданию министерства или хотя бы агентства, самостоятельного федерального органа исполнительной власти по национальной политике. Еще год назад была создана в Совете Федерации объединенная комиссия по национальной политике и отношениям государства с религиозными объединениями. В том числе и потому, что у нас чужое и незнакомое по обыкновению сначала вызывает настороженность, отторжение. Эта особенность, если ею манипулировать, легко может превратиться в неприязнь, а то и в ненависть. Мы мало занимаемся воспитанием людей, не знаем культуру, традиции и привычки многих народов. А ведь живем в многонациональной стране, что многие годы было тем крепежом, который нас соединял, делал сильнее. Миронов убежден, что это наше конкурентное преимущество в двадцать первом веке.
Так что работу по национальной политике надо вести постоянно и в разных формах — от искусства и литературы до конкурсов, фестивалей и диспутов. В частности, спикер предложил включить в стандартные школьные учебники по истории главы об истории религий, которые в нашей стране считаются основными. Это должны быть живые рассказы о четырех традиционных конфессиях. Россия накопила уникальный опыт жизни на протяжении многие веков, и его надо знать, изучать и использовать для укрепления родного государства. Вредно и бесперспективно жить по принципу, что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Бесперспективно, с горечью признал спикер, сложится жизнь и у наших стариков, если мы коренным образом не улучшим пенсионную систему. Она будет бедная и тяжелая, с чем согласиться никак нельзя. Наши ветераны заслужили достойную старость. Сегодня пенсионное законодательство несправедливо по своей сути. Его надо кардинально менять.
Пенсия любого россиянина, предлагал спикер, должна зависеть только от двух параметров. От заработка человека во время работы и от трудового стажа. И зависимость от трудового стажа должна быть прямая: чем больше вы работаете, тем больше должна быть пенсия. И пенсия должна составлять не менее 60 — 65 процентов от заработка. А не 24 процента, как сейчас. То есть она должна возрасти примерно в три раза. Причем из года в год пенсия по разным причинам снижается. Существуют прогнозы, по которым пенсия через несколько лет будет составлять всего лишь 18 процентов от заработка. Мы видим это, говорил Миронов, как общий принцип. И если пенсии будут такими, то государству не придется заботиться о различных льготах — федеральных, региональных и т. д. Хотя сейчас без этих льгот многие просто не смогут выжить.
Приходит время другого, более высокого, уровня жизни для наших стариков. А словами о том, что инфляция у нас снижается, мы их только обманываем. На самом деле она не соответствует тем цифрам, о которых сообщают официозы. Да и невооруженным глазом видно в любом магазине, как она скачет. По итогам минувшего года реальная инфляция, подчеркивал спикер, составила не шесть и не восемь процентов, а 24 процента.
Впрочем, правильно будет и восемь процентов, но это как считать, что учитывать, а что — нет. Необходимость в изменении пенсионных законов очевидна. И важнее вопрос не за счет чего повышать пенсии, а как менять пенсионные законы. Тема, как говорится, назрела и перезрела.