Что ест Россия и с чем ее едят?

Согласно законопроекту если в состав молочных продуктов войдет хотя бы один заменитель или добавка, то продукт не будет называться молоком, сметаной или кефиром.
На рынках торгуют молочными продуктами по ОСТам домашнего приготовления, и от покупателей отбоя нет. Законодатели почему-то называют сей процесс антисанитарным и фактически принимают решение о ликвидации рыночной торговли вообще.
Ведущие и ведомые
На днях в метро довелось ехать новой электричкой. Чистые стены и никакой рекламы. Больше всего удивили собственные ощущения: неуютно было без этих веселеньких наклеечек, без улыбающихся лиц, цветных буковок, слоганов, которые непроизвольно оседают в голове и требуют «свидания» с товарными оригиналами.
Эксперты отмечают колоссальный рост рекламного бизнеса в России: по их оценкам, он ежегодно удваивает свой ВВП и составляет уже около десяти миллиардов долларов. Рекламу называют излишне навязчивой, примитивной, но она не дает потребителю расслабиться. Вы только что купили стиральную машину, а вас уже убеждают, что «суперсовременная стиральная машина с вертикальным взлетом и губозакатывающим устройством» — это именно то, что вам необходимо.
Другой способ «обчистить» кошельки потребителей и впарить им как можно больше товара — это грандиозные торговые сети, которые плетут у нас в большинстве зарубежные компании и аффилированные с ними — московские и прочие иногородние «купцы». Доля сетевой торговли в крупных городах пока составляет около десяти процентов (для сравнения: доля рынков — 20 процентов розничного товарооборота), в Москве это «импортные» «Рамсторы», «Метро», «Ашаны» и т.д. В Новосибирске как грибы растут «Холидеи» и подобные им. На фоне этих супер-гипер российским торговым компаниям не сдобровать. Наши «Мосмарты», «Гиперцентры» и «Росмарты» пока барахтаются. Впрочем, покупателя такая «великая отечественная» не беспокоит. Он забегает в «супер», чтобы купить сыр, а выходит с сумкой, набитой снедью, которую и за неделю не съесть. Такой клиент — мечта «холидейского» бизнеса. Ведь потребительская культура развитых стран совсем другая: масло к завтраку — это 30 граммов. Мясо — свежее, на бифштекс. А в основном трудящийся зарубежный люд кушает в общепите, который давно стал по ценам и качеству аналогом домашней готовки.
Весь мир идет в одну сторону, а нас ведут в противоположную.
Но не все «ведомы»: потребитель не хочет идти в «культурный» магазин, ноги несут на некультурный рынок. Пока интеллигентный человек стесняется этой естественной потребности, но естество не сбросишь со счетов, особенно если речь идет о здоровье собственных детей. А речь ни много ни мало именно об этом.
Червяк в картошке — мечта потребителя
Нынче посадила меньше картошки: бороться со штатом Колорадо в масштабе одного огорода нереально. Если не хватит, картошку куплю на рынке, а то и на ближайшем углу у бабуси, которой удалось победить колорадскую тварь. Бабуся уничтожала ее, стараясь не применять убойные химикаты, потому что эту картошку едят ее внуки, правнуки... Теперь уже не боимся червей в картошке, их наличие — хороший признак.
А говорят, есть уже такой сорт, выведенный с использованием генной инженерии, что не по зубам никаким жукам. Но почему-то весь мир требует специально маркировать продукт, если он подвергся генетическим модификациям.
Когда-то новосибирскую колбасу высоко ценили. Был даже анекдот на эту тему. Вопрос: чем пахнет подмосковная электричка? Колбасой. А чем пахнет самолет рейса «Новосибирск — Москва»? Колбасой. Москвичи везли ее, потому что ее здесь делали из свежайшего местного мяса. И это все позади: китайская свинина вкупе с китайской же соей ГМП (генетически модифицированным продуктом) стали основой колбасного производства большинства предприятий. Недостающие вкусовые ощущения компенсируются продуктами большой науки: «идентичными натуральным».
Грязь-то своя, натуральная
Недавно наша Дума вдруг заговорила про молочные продукты. Наверное, депутатов обеспокоил молпром: народ не хочет покупать в магазинах, а все норовит отдать деньги бабушкам, не боясь плохо помытых бутылок и зная, что в них по крайней мере не «бормотуха» из той же сои, «освежителей» и ароматизаторов. О масле уже открыто говорят, что продается лишь семь процентов того, что можно с какой-то долей вероятности назвать маслом. Остальное — мешанина по новейшим технологиям.
Люди спасаются как могут. Идут на рынки, норовят ухватить пучок редиски у бабули, пристроившейся за углом со свеженькой зеленью. Вот эти бабули добросовестно выполняют национальный проект по оздоровлению населения. Да еще «красномордые» мужики, с оглядкой продающие свежую рыбу, сгруженную наспех в грязные ящики. Но тут грязь-то натуральная, а мужики с обветренными лицами — только что с лодок.
А в магазине — жухлая, но дорогая и хорошо запакованная зелень. Ничего полезного в ней уже не осталось. Продается и так называемая свежемороженая рыба, с таким «путевым листом», что ей явно пора оформлять пенсию, если не «прогонные» на кладбище.
И почему во всех странах мира есть рыбные рынки, на которых живая тварь еще бьет хвостом? Есть аналогичные мясные, зеленые и прочие рынки, где ежедневно закупают свежайшие продукты для «капиталистического» общепита.
Прихлопнуть малый бизнес, как комара
У нас поставлена общероссийская задача: вообще уничтожить большие и малые рынки к 2010 году. Если точнее, то к 2010 году все рынки должны стать капитальными строениями (что влечет другие цены на все, что под капитальной крышей). С учетом того, что рынкам в свое время отводились коммунальные неудобицы, на которых по определению ничего капитального строить нельзя, то фактически это и есть ликвидация.
Такое решение правительства на местах торопятся выполнить досрочно. В нашем городе ходит упорный слух о том, что Центральный рынок будет закрыт. Про всякую микрорыночную «мелочь» и говорить не приходится. Прихлопнуть этот беззащитный малый бизнес, как комара, и ни один депутат не «ойкнет». Подумаешь, 20 процентов избирателей! Монополисты «купят» остальные 80.
Они хотят загнать покупателей в «культурные» супермаркеты, где от продавцов не добьешься ни слова о происхождении продукта. Даже требования международных стандартов о маркировках генно-модифицированных продуктов (ГМП) никогда и нигде не соблюдаются. Полки этих магазинов забиты продуктами «вечного» хранения ввиду их полной бесполезности — в лучшем случае. В худшем — и зачастую — очень вредной продукцией.
...Мамаша с ребенком протискивается к кассе по узкому проходу, забитому стеллажами с сигаретами, жвачками, конфетками, шоколадками-мармеладками — всем тем, что детскому уму и желудку — отрава. Искусственно создаваемая очередь (из множества касс работают одна-две) дает возможность довести до напряжения конфликт: ребенок клянчит, хватает, что достанет, мамаша сопротивляется, но ей неловко — люди смотрят. В итоге... Эх, в итоге «вырастут роги». Жертвами искушения ассортиментом становятся и пожилые люди. Едят колбаску, да еще самую дешевую, пьют газировочку, а потом удивляются: болит все. Дорогие мои, смотрите хотя бы полезную ТВ-программу «Малахов+», где знаменитый Малахов (не путать с Андреем Малаховым) с Еленой Прокловой убеждают: ешьте только натуральные продукты, никаких концентратов (а сыры, колбасы из этой серии). «Щи да каша — пища наша».
Причины законодательной импотенции
До сего дня грамотный покупатель все же имел альтернативу: купить в магазине или на ближайшем рынке. Сейчас эту альтернативу решили уничтожить. И народ, как всегда, безмолвствует. Ему 15 лет объясняют, что надо становиться гражданским обществом, а он все думает, что это капризы больших политиков.
Гражданское общество, в полном смысле этих слов, у нас отсутствует.
Безмолвствуя, народ отстаивает свои права как может. Запретили мигрантам торговать. Но не запретили коренным жителям покупать. И они по-прежнему договариваются. Мигранты прячутся за углами, а местные ищут их и покупают. Так будет и с бабушками, и жителями окрестных сел. Отберут у них возможность стоять за прилавком организованного микрорынка, они будут — дай им Бог здоровья! — стоять на остановках, во дворах... А мы будем их искать и покупать именно у них молоко, свежее масло, сливки, зелень, картошку, рассаду.
Тихое сопротивление нашествию на рынки будет упорным, тут закон еще раз ощутит свое бессилие.
В кущах коррупционного рая
К рынкам верховная власть подбиралась осторожно.
Сначала «вытравила» оттуда мигрантов, за этим шагом просматривалось желание убрать из рыночной торговли крупных держателей «акций» этого бизнеса. Тут и волна «народного» гнева против мигрантского беспредела пригодилась. Люди в очередной раз поверили, что рабочие места на рынках и вправду освободили для крестьянского люда. На деле это была всего лишь ширма для вожделенного передела покупательского потока.
Оказалось, что рыночная мафия и была гарантом прав потребителя на выбор. Но за мафию волноваться не стоит, скопив достаточно денег, она нашла им другое применение: ведет нелегальные поставки в Россию дешевой рабочей силы из ближнего зарубежья, наркотиков, оптовых партий фруктов и овощей в основном китайского происхождения, да мало ли что еще ввозится в родные пределы без адекватного контроля.
Несмотря на то, что численность милиции, полиции, судебных приставов, таможенников, охранников и прочих силовиков достигла немыслимых размеров, создается еще одно подразделение с конкретной задачей. Начинается охота на мигрантскую рабочую силу, нелегально обитающую в российских пределах. За всем этим мы, скорее всего, не увидим никакого порядка, а вот коррупционный рай прирастет новыми кущами.
«Исправленному» гену можно ли верить?
Я верю: чипсово-жвачно-пивной угар пройдет. К сожалению, небесследно. Молодежь — основной бездумный потребитель откровенной несъедобной дряни. А ведь именно молодым предстоит рожать детей, которые будут подвержены влиянию «исправленных» генов, вместе с дрянной едой попавших в организм будущей матери. Стоит ли после этого удивляться, что становится больше новорожденных уродов, инвалидов детства?
Классическое выражение: мы есть то, что мы едим.
Медленно, постепенно, изо дня в день подтачивается здоровье. Говорят, сколько лет потрачено на его разрушение, столько же потребуется на восстановление. Если процесс еще обратим.
Насколько обратимы процессы последовательного выдавливания натуральной еды из обихода населения под флагами санитарной заботы и культуры потребления? Почему рыночную торговлю прочно связали с понятиями бескультурья и антисанитарии? Почему само понятие культуры и качества потребления через магазины, рестораны, кафе не заботит, а вот рыночный сектор, как кость в горле?!
Создается такое впечатление, что «кость» застряла в очень широком «горле» монопольных притязаний на деньги потребителя. Его нужно непременно загнать в одно мирное стадо, которое несет денежки в одно место. А то ведь ужас: неконтролируемый налоговой инспекцией бабушкин рубль разрушит мощную экономику страны.
Мощную экономику страны разрушит отсутствие здоровых людей, «подсевших» на острые ощущения вкусовых добавок.
Когда власть слышит, чем народ дышит
В обиход политологов вошло разведение понятий по оттенкам смысла «легальности» и «легитимности». Практика российских общественных отношений продиктовала следующее. «Легальность» — это буквальное соответствие принятому закону. «Легитимность» — это народное одобрение либо закона, либо какого-то конкретного явления, традиции. Похоже, наша реальная жизнь базируется на такой своеобразной легитимности. Вытравить то, что одобрено народом, очень сложно. Пример из политических событий — возвращение «старого» Гимна.
Это и пример того, как власть может слышать народ, принимать «легитимизированные» им законы и завоевывать его доверие и любовь. Если легальность и легитимность объединяются, то законы становятся выполнимыми.
Может, власть поумнела, принимая законы, выполнение которых откладывается до 2010 года? Может, она хотела посмотреть, что выйдет из ликвидации микрорыночного сектора торговли? Может, и не стоило уж так торопиться на местах, прежде чем не убедились в одобрении народа?
Я не идеализирую народную волю, она не раз показывала свое заблудшее лицо. Но надо договариваться: другого пути нет. Это приснопамятные «узкие врата», в которые всегда трудно протиснуться. Широкие врата ведут в ад, об этом и предупреждает «книга книг» — Библия.