Сколько стоит разумное, доброе, вечное?
Цель проводимых в российских школах преобразований сводится к переходу на подушевое финансирование учреждений образования, введению новой системы оплаты труда учителей, внедрению региональных стандартов качества образования, обеспечению участия общественности в управлении процессом обучения. В наступившем году федеральный центр выделил Новосибирской области на эти цели 270 миллионов рублей, еще 230 миллионов придется взять из областного бюджета.
Переход на новую систему оплаты труда диктуется необходимостью с толком расходовать бюджетные деньги. Сегодня число учащихся постоянно убывает, зарплаты учителей застыли на стабильно низком уровне, однако расходы на образование увеличиваются в разы. Единая тарифная сетка в таких условиях, уверены специалисты, не позволяет учитывать качество образования и эффективность учительского труда.
Министерство образования предложило свой вариант оценки качества труда педагогов, который и лег в основу разрабатываемой для нашей области методики. Предполагается, что будет определена минимальная стоимость образовательных услуг в расчете на одного учащегося. Этот минимум обеспечен всем учебным заведениям из бюджета, а сверх того станут применять повышающие коэффициенты: за расположение школы в сельской местности, за особый статус (гимназия, лицей) и так далее.
При переходе на новые нормы финансирования оплата труда педагогов будет состоять из двух частей: оклада и стимулирующей добавки. Причем именно стимулирующая часть будет существенно увеличена. Решающее значение придается участию общественности — большую часть доплат будет присуждать совет школы. Чтобы не ввергнуть школы области в хаос, переход пройдет постепенно, до 2009 года. При этом реальный заработок учителей планируется ежегодно увеличивать на 20 процентов.
По мнению заместителя председателя облсовета Владимира Карпова, отменять единую тарифную сетку следует осторожно, особенно накануне выборов в Госдуме. В Тюмени, где внедрили новую систему оплаты труда, масса преподавателей ушла из школ, возникли тяжелые конфликты в учительском сообществе. Депутат Вера Ганзя выразила уверенность, что сегодня лишних людей в школах нет. И добавила, что не нужно ничего нового изобретать: и сейчас в руках директора школы есть премиальный фонд, существует поощрение учителей, ученики которых побеждают на олимпиадах и успешно сдают экзамены.