USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Космическое пространство культуры

Елена БЕЛОСЛУДЦЕВА.
071-09.jpg
071-09.jpg



Среди них большой интерес для новосибирцев представляют фотодокументы о пребывании семьи Рерихов в Новосибирске и на Алтае (1926).

Имя Николая Константиновича Рериха известно во всем мире. Он объединил в своем лице художника, писателя, историка, путешественника, археолога и общественного деятеля. Его рукой написано свыше 7000 полотен, расписаны храмы, созданы фрески, театральные декорации, произведения из мозаики и керамики. Во всех крупнейших музеях мира представлены его картины. В том числе 60 полотен в постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея.

Выдающаяся общественная деятельность Николая Рериха посвящена осуществлению на практике великой мировой идеи единения народов в искусстве, в общечеловеческих отношениях, в знаниях. Николай Константинович является инициатором и вдохновителем международного движения в защиту культурных ценностей человечества. Культурные святыни, по убеждению Рериха, — это завет предков. Они несут в себе мощный заряд духовной энергии и, заряжая нас мужественным духом предков, поднимают наше самосознание. (Не зря гитлеровское командование в приказе от 10 октября 1941 г. «О поведении войск на Востоке» прямо предписывало уничтожать культурные памятники на оккупированных территориях.)
Для спасения сокровищ мировой культуры Рерих предлагает заключить международный договор.

Посетители выставки могут познакомиться с этим интереснейшим документом — Пактом Рериха об охране культурных ценностей от разрушений в военное и мирное время. Принятие пакта сравнивали с такими поворотными пунктами в истории человечества, как прекращение рабства, защита детского труда на фабриках, равноправие женщин, учреждение международного Красного Креста и другие международные договоры.

В 1954 году под эгидой ООН на основе Пакта Рериха была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в военное время. Это ныне действующий юридический документ. В 1968 году его подписали 59 государств. В 2004 г. этот документ принят в 111 государствах всех континентов Земли.

Представленная на выставке серия картин «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, совершенной Рерихом в 1923 — 1928 годах. Непосредственно в пути он создал более 500 картин, и ещё значительное количество полотен было написано им впоследствии в Индии благодаря прекрасной зрительной памяти. Николай Константинович говорил о Гималаях: «Рассказать красоту этого снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города. Такие многоцветные ручьи и потоки, а также памятные пурпурные и лунные камни. В этих местах простирается молчание пустыни, даже люди каравана перестают ссориться и разговаривать друг с другом».

Весь сложнейший маршрут экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена и друг Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. Святослав Николаевич, младший сын, руководил работой по обеспечению экспедиции, находясь в Америке.

Сын Николая Рериха — Святослав Николаевич являет собой высокий пример служения красоте и подлинному искусству. Его кисти принадлежат несколько тысяч полотен. Одним из главных дел его жизни стала передача великого наследия родителей и старшего брата на Родину, создание на базе этого наследия Международного центра Рерихов. Начав свой путь в России и завершив его в Индии, он как бы воедино связал эти два духовных пространства для будущего. «Будем стремиться к прекрасному», — повторял Святослав Рерих девиз всей семьи Рерихов.

По решению ЮНЕСКО годы с 2000 по 2010 объявлены десятилетием Культуры мира.