Наказан, но не заключен
С тех пор наша жизнь, конечно, сильно поменялась, в том числе и в сфере уголовной и уголовно-исполнительной политики. На современном этапе реформирования уже многое сделано для ее гуманизации. Наравне с усилением ответственности за тяжкие преступления предпринимаются меры по смягчению наказания в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Статья 44 Уголовного кодекса РФ определяет виды уголовных наказаний, в число которых входят исправительные работы — по месту назначения, и обязательные работы — в свободное от исполнения трудовых обязанностей на основном рабочем месте. Такой вид наказания существует и за рубежом. Например, недавно телевидение наслаждалось сюжетом из Америки — как темнокожая звезда подиума идет по приговору суда драить туалет общего пользования.
Курс на гуманизацию карательной политики, пожалуй, в большей степени проявляется именно в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. За 2006 год численность осужденных к исправительным работам, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях ГУФСИН России по Новосибирской области, составила 1295 человек. По сравнению с предыдущим годом произошло увеличение на 23,6%.
Для тех, кто «не в теме», еще раз поясню: исправительные работы назначаются осужденным, не имеющим основного места работы, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. В районах Новосибирской области действуют 42 уголовно-исполнительные инспекции (далее — УИИ), которые осуществляют и контролируют исполнение наказаний без лишения свободы.
В пору творческой юности мне довелось поработать корреспондентом многотиражной газеты на одном из новосибирских предприятий строительной индустрии, где трудились по вердикту суда — обычно это были самые тяжелые участки производства — условно осужденные, с обязательным привлечением к труду, в народе их почему-то еще называли «химиками». Отпечаток приговора «отражался» в их глазах, но в остальном эти люди ничем, пожалуй, не отличались от прочих тружеников в спецовках. После работы «химики» шли отдыхать в специальные охраняемые общежития, подчинялись режиму. Конечно, сегодня у категории осужденных без лишения свободы гораздо больше возможностей вернуться к нормальной жизни. Осужденный к исправительным работам продолжает жить дома, нет режима, охраны — только трудись на благо себе и обществу. Обязательные работы выполняются осужденным в свободное от основной работы или учебы время — в виде бесплатных общественно полезных работ — на улицах, в жилых дворах. Поработал для людей — и на душе легче от сознания своей причастности к жизни города. Вид исправительных, обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Наиболее трудными в реализации приговора суда являются, конечно, исправительные работы — нужны вакантные рабочие места на заводах и фабриках, стройках.
Почему эта тема возникла на страницах газеты? Очень просто: любое цивилизованное общество заинтересовано в том, чтобы преступная среда редела, а условия, формирующие положительный образ жизни, укреплялись.
Лучше всего человек морально и нравственнее укрепляется в процессе труда. Но...
О практике исполнения наказания в виде исправительных работ рассказывает начальник отдела по руководству УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области полковник внутренней службы Елена Мальцева:
— Сложность исполнения рассматриваемых видов наказаний заключается не только в том, что к работе необходимо привлечь, как правило, человека, отрицательно относящегося к труду, но и во множестве других причин, препятствующих своевременному трудоустройству осужденного. Прежде всего остаются в дефиците рабочие места на предприятиях, выделенных администрацией районов, в том числе и для несовершеннолетних осужденных. Например, в Ленинском районе в настоящее время сложилась серьезная ситуация с определением объектов для трудоустройства осужденных к исправительным, обязательным работам. Из 10 предприятий района, которые были закреплены за инспекцией, на работу принимает только УЖХ-6, а остальные предприятия отказывают в приеме на работу осужденных — по причине отсутствия вакансий, а также в связи с изменением законодательства (с 2006 года МУ «Управление жилищного хозяйства» вышли из ведомства органов местного самоуправления). Понятно, что ситуацию надо разрешить, но как? Руководство УИИ Ленинского района ГУФСИН России по Новосибирской области обратилось с письмом к главе администрации Ленинского района М. М. Стукало, одновременно информация была предоставлена в районную прокуратуру и суд. Из администрации района ответа не поступило, прокуратура района (прокурор Ножевая Ю. С.) занимается этим вопросом, поступили ответы из 5 организаций, и только УЖКХ-2 смогло предложить лишь одну вакансию дворника. Копии ответов писем от 15.12.2006 года переданы в прокуратуру Ленинского района. В конце февраля состоялось координационное совещание при главе администрации Ленинского района с участием начальников ведущих предприятий района и начальника межрайонной уголовно-исполнительной инспекции №2 (Ленинского района) — только после этого было выделено 15 дополнительных рабочих мест...
Подобная картина с трудоустройством осужденных и в Барабинском, Куйбышевском районах Новосибирской области. В августе 2006 года состоялось координационное совещание в районном суде Барабинска по решению проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ с участием курирующего деятельность УИИ прокурора, председателя суда, мирового судьи, руководства УИИ. Было принято решение: при назначении исправительных работ учитывать личность осужденного, начальнику инспекции своевременно информировать администрацию о положении дел по исполнению наказания в виде исправительных работ. В октябре прошлого года направили сообщение прокурору Барабинского района и начальнику МП «Благоустройство» с просьбой обратить внимание на такое обстоятельство, как отказ в приеме на работу осужденных к исправительным работам, когда на предприятиях есть свободные рабочие места. С тех пор ситуация мало изменилась...
От себя добавим: подобное положение и в Куйбышевском районе, основная причина отказов в трудоустройстве — отсутствие вакантных мест. Или — нежелание искать их, равнодушное отношение к судьбам конкретных людей и уровню правопорядка в целом? Есть ли перспективы решения проблемы? В ГУФСИН по Новосибирской области выход видят в тесном взаимодействии с администрациями района, которые УИИ информируют о необходимости расширения объектов с рабочими местами. Сотрудники УИИ идут на предприятия, проводят разъяснительную работу с руководителями — работа долгая, но есть иной вариант?
С целью ускорения решения перечисленных проблем в администрацию Новосибирской области отделом по руководству уголовно-исполнительными инспекциями ГУФСИН России по Новосибирской области было направлено обращение об оказании содействия в обеспечении вакантными рабочими местами осужденных к наказаниям в виде исправительных, обязательных работ и выделении дополнительных производственных объектов. По итогам его рассмотрения главы районных администраций получили указания о принятии дополнительных мер для решения проблемы трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам. Хочется надеяться, что уже в скором времени судебные вердикты об уголовных наказаниях в виде исправительных и обязательных работ обретут более устойчивую основу исполнения, а город и область получат дополнительный доход от новых рабочих мест. А граждане — больше чистоты и порядка на улицах.