Ждем в гости Малый театр
Малый театр — старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...» Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе труппы университетского театра был создан драматический Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнилась актерами крепостных театров. Его здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове — строительству в Москве театрального центра.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр.
Слово «малый» сначала даже не писался с заглавной буквы — ведь оно объяснялось лишь размерами здания, которое было невелико по сравнению со состоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппа Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. И в дальнейшем связь между Большим и Малым не прерывалась. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Малый театр изначально был ориентирован на лучшие образцы отечественной драматургии. Здесь ставили «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеду» Капниста, комедии Крылова. На репертуаре театра отразился подъем национального самосознания в 1812 году — на сцене появились патриотические трагедии Озерова. Еще при жизни А. С. Пушкина Малый создал сценические версии двух произведений поэта: «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами существовал в Малом театре и «легкий» репертуар: мелодрамы и водевили.
Важным событием в жизни Малого театра стала постановка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела ее целиком. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены — Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого.
Важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н. В. Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы «Ревизор» в Малом театре, написал М. С. Щепкину письмо, где давал советы для постановки. Театр также создал инсценировку «Мертвых душ», а впоследствии поставил «Женитьбу» и «Игроков» Гоголя, причем «Игроки» увидели свет впервые.
В 1853 году актриса Малого театра Л. П. Никулина-Косицкая выбрала для своего бенефиса пьесу начинающего драматурга А. Н. Островского «Не в свои сани не садись». Никто не догадывался, что тем самым в жизни Малого театра открылась новая эра. Сегодня Островский и Малый театр — имена, не отделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для этого театра и обязательно сам читал их труппе. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.
Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр — своего драматурга.
На рубеже веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики — Грибоедов, Гоголь, Островский, Шиллер, Шекспир, Гюго. Модная символистская и декадентская драматургия так и не проникала на сцену театра. При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким — так, спектакль «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене в течение 18 лет, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих.
Слава Малого театра — это слава его великих артистов. На страницах истории навеки останутся имена Щепкина, Мочалова, Ермоловой, Ленского, Южина и других мастеров сцены. Малый особенно славится своими замечательными актерскими династиями, передававшими традиции мастерства из поколения в поколение — таковы, например, Садовские и Музили-Рыжовы.
На сцене Малого играли знаменитые европейские артисты, приезжавшие в Россию на гастроли. Прославленные подмостки помнят Сальвини, Рашель, Олдриджа. Вскоре после событий 1917 года все театры в России были национализированы. Крупнейшие из них получили название академических. Стал академическим и Малый театр. Новая эпоха принесла новые темы и новый репертуар. Театр начал ставить пьесы М. Горького, К. Тренева (зрители и критика особенно запомнили спектакль «Любовь Яровая»), А. Корнейчука, Л. Леонова, В. Гусева и других советских авторов.
Малый явился хранителем традиций старой актерской школы, и уже в послеоктябрьское время на его сцене блистали такие великие артисты, как А. А. Яблочкина, В. Н. Рыжова, А. А. Остужев, В. Н. Пашенная, К. А. Зубов, М. И. Жаров, М. И. Царев, И. В. Ильинский, Б. А. Бабочкин, Е. Н. Гоголева и другие.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы Островского: «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди — сочтемся!». Значительное место в жизни театра занимают спектакли по великим пьесам Чехова: «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала драматическая трилогия А. К. Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В этих спектаклях звучит музыка Г. В. Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра.
Театр возглавляют художественный руководитель — народный артист СССР Ю. М. Соломин и генеральный директор — народный артист СССР В. И. Коршунов. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов — народная артистка СССР Э. А. Быстрицкая, народные артисты России Т. П. Панкова, И. В. Муравьева, А. Я. Михайлов, Ю. И. Каюров, Э. Е. Марцевич и многие другие — список можно продолжать и продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра — более 700.
Малый — единственный из всех драматических театров страны сохранил свой вокально-драматический состав, хор и малый симфонический оркестр. В составе оркестра — музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.