USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Судья вынес решение, а гражданин... обиделся

Вадим ГЛУХОВ.
068-46.jpg
068-46.jpg



Возглавляемая им общественная структура, формируемая судейским сообществом, — единственный орган, уполномоченный законом решать вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на судью в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. В областную квалификационную коллегию входят судьи разных судов: мировых, районных, военных, арбитражного, областного, а также представитель Президента РФ, представители юридической общественности области.

— Михаил Иванович, так правильно ли поступил гражданин?

— Если жалоба подана гражданином в квалификационную коллегию судей по причине несогласия с принятым судьей решением, то она будет возвращена заявителю без рассмотрения — квалификационная коллегия судебной инстанцией не является и не наделена полномочиями проверять законность и обоснованность принятых судебных актов. Вынесенные судами решения в случае несогласия с ними сторонам следует обжаловать в вышестоящие судебные инстанции в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Таким образом, гражданин подал жалобу не по адресу.

— Как часто у граждан возникает необходимость обращения в квалификационную коллегию?

— В 2006 году в квалификационную коллегию поступило 642 обращения граждан, организаций и должностных лиц, в которых содержались жалобы на действия судей. В 2005 году было 453, в 2004 году — 400... Увеличение количества жалоб и обращений, а также их содержание свидетельствуют о том, что к работе и поведению судей граждане предъявляют повышенные требования и в большинстве своем стремятся помочь судебной системе изжить имеющиеся недостатки в работе.

— Михаил Иванович, о какого рода «сбоях» в работе судебной системы чаще всего сообщается в жалобах?

— О нарушении установленных сроков рассмотрения дел в судах (около 20% от общего количества), неэтичное поведение судей (4%), недостойное поведение судей в быту (2%). Однако в реальности не каждая жалоба после проверки подтверждается — не все граждане ориентируются в реальной ситуации. Например, граждане считают, что судья умышленно нарушил процессуальный закон, что привело к затягиванию рассмотрения дела. А так ли это? Квалификационная коллегия разбирается, оценивает действия судьи. Обстоятельства могут быть разные: неявка сторон, свидетелей, назначение сложной экспертизы... — это объективные факторы, которые затягивают процесс, но не по вине судьи. Понятно? А могут быть и субъективные — элементарная небрежность судьи, его непрофессионализм — например, не обеспечил равные условия сторонам во время процесса... В каждом случае надо разбираться, тщательно, оценивая доводы, приведенные в жалобе, и соотнося действия судьи с нормами закона. При этом в ходе проверки не все жалобы квалификационной коллегией признаются обоснованными и влекут привлечение судей к дисциплинарной ответственности. Иногда для устранения недостатков достаточно сделать судье замечание, провести ряд организационных мероприятий, обеспечить суд дополнительной методической литературой и оргтехникой, направить судью на учебу.

Такие проблемы до недавнего времени были актуальны для мировой юстиции — нагрузка на мировых судей возрастала каждый день, при этом не хватало служебных помещений, оргтехники, нормативной литературы — конечно, это осложняло работу судей, вызывало справедливые упреки граждан. Был момент, когда квалификационная коллегия обобщила все материалы на эту тему и направила в администрацию Новосибирской области. На сегодняшний день ситуация в мировой юстиции стала заметно меняться к лучшему. Есть уверенность, что в ближайшее время количество жалоб на волокиту в судах по причине неорганизованности рабочих мест судей значительно сократится.

Однако хотелось бы еще вот о чем сказать: из общего числа обращений в квалификационную коллегию далеко не каждое носит объективный характер. Причина тому нередко следующая: в ходе судебного разбирательства, особенно по гражданским делам, накаляются эмоции, и вот одной из сторон уже «кажется», что судья проявляет личную заинтересованность — и возникает скандал, звучат оскорбления... Конечно, вести процесс в таких условиях невозможно — и судья призывает стороны к порядку, приглашает судебного пристава или налагает штраф, что провоцирует новый поток обвинений... В таких случаях граждане совершают ошибку: вместо того чтобы, пользуясь процессуальными правами, полноценно участвовать в судебном процессе (представлять доказательства, заявлять ходатайства о вызове свидетелей или истребовании документов, о назначении экспертиз, подавать частные жалобы на вынесенные судом в ходе процесса определения и постановления, приносить замечания на протокол судебного заседания) и таким образом влиять на ход дела — они пишут очередную жалобу в квалификационную коллегию, требуя наказать судью, отменить решение... Конечно, мы разберемся и установим истину — насколько обоснованны претензии к судье, нарушил ли он закон. Но стороны по делу, игнорируя процессуальные возможности влияния на дело, пропуская законные сроки подачи жалоб в кассационном порядке, могут проиграть дело.

— Но такие люди — назовем их «слишком эмоциональными» — были всегда и будут — реальность они воспринимают в искаженном виде... Как квалификационной коллегии при проверке жалобы установить истину?

— Верховным судом РФ, Судебным департаментом сейчас принимаются меры к тому, чтобы в будущем каждое судебное заседание в любом суде проводилось с обязательной аудиозаписью процесса, которая будет прилагаться к делу, — такая мера значительно облегчит нашу работу и работу судов в кассационной инстанции. Сначала такая новация будет опробована в областном суде, а потом начнется внедрение в районных судах — по мере материального обеспечения.