Игра по правилам и без
Поскольку от результатов этого формирования напрямую зависит благополучие реальных людей, одни из основных управляющих бюджетным процессом Новосибирской области — депутаты комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике Новосибирского областного Совета — стараются удерживать финансовую «стихию» в рамках игры по правилам. Очередной этап создания таких правил прошел в ходе выездного заседания комитета в Северном районе.
В повестке работы первого заседания бюджетного комитета в Северном районе было, по сути, лишь два (но каких!) вопроса: как увеличить наполняемость муниципальных бюджетов и как справедливо распределить областную казну между районами и поселениями. Осознавая, что существуют муниципальные образования (МО), практически выпадающие из областного бюджета, законодатели признают: учесть особенности всех 460 МО «с Кирова, 3 и Красного проспекта, 18» невозможно.
«В изменении методики формирования бюджета необходимо участие специалистов из районов, поэтому уже в течение двух лет наш комитет настойчиво просит об этом на различных уровнях территорий, но пока ответов не получает», — с такого замечания начал заседание председатель бюджетного комитета Виктор Осин.
Однако со стороны представителей Северного района в первую очередь звучали сетования, что понятно — сказывается отдаленность территории, и людям здесь важно, чтобы их для начала хотя бы просто выслушали. На первом месте в ряду озвученных проблем — необходимость выделения средств на строительство объектов-долгостроев района, ремонт и возведение социально значимых объектов, поддержку автотранспортного предприятия (АТП), сельского хозяйства. Для большей убедительности представители районной администрации подкрепили просьбы письмом в адрес бюджетного комитета.
По словам руководителя одного из немногих сохранившихся и стабильно работающих предприятий района — АТП «Северное Агротранс» Алексея Гражданкина, основная транспортная проблема по всей территории Северного — отсутствие ремонтной базы. Для приобретения ремонтного оборудования требуется порядка 1,5 — 2 миллионов рублей. Местный бюджет таких вложений не осилит, а оставить Северный район «без колес» — значит обеспечить «жизнь в никуда».
Неотложной на фоне активно реализующегося по всей области нацпроекта по здравоохранению видится и проблема местных медицинских учреждений. Побывав внутри одноэтажного, 1960 года постройки, деревянного здания поликлиники райцентра Северное, гости наглядно представили, в каких условиях когда-то, в XVIII веке, вел врачебную практику Антон Павлович Чехов. По словам главного врача ЦРБ Северного района Евгения Алексеева, обветшалому зданию поликлиники перманентный ремонт уже не помогает. Из-за ветхости стен постоянные косметические и капитальные «подделки» здесь практически не прекращаются, так как все время осыпается штукатурка, проваливается пол — в эти ремонты только в прошлом году было вложено порядка полутора миллионов рублей из бюджета Северного района. Глава района Анатолий Козубец планирует начать подготовку проекта строительства новой поликлиники в 2009 году, с этого срока можно будет начать постепенно «подтягивать» под данную статью расходов бюджетные средства.
Однако пока не завершены два крупных объекта-долгостроя — Биазинская спецшкола и печально знаменитый культурно-спортивный центр (КСЦ), о строительстве новой поликлиники и думать нечего. На освоение этих фундаментальных недостроев в совокупности требуется порядка 200 миллионов рублей. Между тем «стройка века» 27-летней давности — КСЦ — продолжает буксовать, и местные «желательности» ее завершения хотя бы на тридцатом году возведения даже при некотором оживлении процесса пока не дают конкретных результатов. Возобновленное несколько лет назад возведение КСЦ сегодня во многом зашло в тупик — строители постоянно требуют дополнительного финансирования, в том числе на частичную переработку проекта здания, местная власть в попытке идти навстречу и проявлять понимание, как говорится, церемонится с капризным застройщиком. А результаты — «воз и ныне там» да упования на вмешательство областной власти.
«Мы боимся, что средства областного бюджета и «Новосибирскнефтегаза», задействованные в этом строительстве (по 2007 году это сумма 66 миллионов рублей), останутся неосвоенными, — говорит глава района. — Нужно срочно ставить перед администрацией области вопрос по замене или усилении подрядчика».
У депутатов такая позиция вызвала по меньшей мере удивление, ведь контроль стройки, расходования средств на возводящемся объекте и регулирование сроков строительства — не просто дело района, но и его прямой и живейший интерес.
«Нужно приложить максимум усилий и достроить КСЦ в ближайшие 2—3 года, иначе заниматься спортом и петь хором по-прежнему придется дома», — ответил на очередную просьбу участников местной самодеятельности о помощи в строительстве культурно-спортивного центра Виктор Осин.
Сложная ситуация в сельскохозяйственной отрасли района также требует выделения на проведение весенне-полевых работ опережающей дотации четвертого квартала текущего года в размере 5 миллионов рублей. В соответствии с принятым областным законом по поддержке сельскохозяйственного производства Северному району планируется выделить 6 миллионов 11 тысяч рублей на выравнивание по климатическим условиям, но этого мало, считает глава района. В прошлом году на эти цели направлялась дотация из районного бюджета в качестве кредитов на проведение весенне-полевых работ в размере 8 миллионов рублей.
Финансовые показатели 2006 года говорят о том, что, как бы Северный ни старался работать по оздоровлению финансовых возможностей хозяйств, сокращению затрат на сельскохозяйственное производство, в целом по району получено убытков 11,7 миллиона рублей от реализации продукции. В основном это убытки по зерновым, и не заниматься этим направлением, как предложили депутаты, району не удастся — без кормовой базы не будет и скотоводства. В районе, в том числе на частных подворьях, содержатся более 3 тысяч голов крупнорогатого скота, 6 тысяч свиней, для откорма которых необходимо сеять не менее 10 тысяч гектаров зерновых.
Развитие малого кредитования в сельском хозяйстве, по словам главы района, сегодня не дает должного эффекта. Личные подсобные хозяйства в районе получили 56 кредитов на сумму 6,4 миллиона рублей по сельскохозяйственному национальному проекту, в заделе находится еще 20 пакетов документов на получение этих кредитов. Однако в условиях отсутствия рынка сбыта местной сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет повышения конкуренции с иностранной продукцией, селянам сегодня остается… надеяться на приостановку выдачи кредитных средств.
«В настоящее время самая большая проблема сельскохозяйственного производства, особенно в личных подсобных и фермерских хозяйствах, — реализация свинины. Закупочная цена предпринимателей, заготовителей упала до 60 рублей за килограмм и продолжает снижаться, кроме того, невостребованным остается мясо подворного убоя», — говорит Анатолий Козубец.
Ситуацию в отрасли осложняют многогодовые кредиторские, налоговые задолженности, долги по электроэнергии, заработной плате. Что можно «вытащить» на эти цели из сельского хозяйства, в районе изымается, и за счет этого удалось покрыть большую часть задолженностей. Но такое освобождение от долгового груза сказалось износом техники, обновлять которую за счет кредитов не способно сегодня ни одно из хозяйств Северного района, так как изначально нужно проплачивать 30 процентов первоначальной стоимости этих займов, а запаса средств для этого нет.
Разговор о налоговой базе района стартовал с упоминания основных промышленных предприятий района — «Новосибирскнефтегаз» и «Севернефтегаз» — и обернулся обидными для Северного района цифрами. Нефтяники, работающие в Северном, являются крупнейшими налогоплательщиками областного бюджета. Только «Новосибирскнефтегаз» по прошлому году отчислил в бюджет Северного района всего 10 миллионов рублей в качестве законных налоговых поступлений. При этом в областной бюджет уходит более 800 миллионов, а в федеральный — 5 миллиардов рублей.
«Это несправедливое распределение доходной части предприятий, располагающихся и работающих на нашей территории. На Аляске так вроде бы не делают», — считает Анатолий Козубец.
Как там на Аляске — неизвестно, а в Северном районе, как отметил заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Канунников, по-другому ситуация складываться пока не может. Бюджет района на 90 процентов дотационный, и повышения уровня собственных доходов северяне могут добиться, если руководство и депутатский корпус выступят за повышение их удельного веса в местном бюджете. В этом случае взамен части дотаций для бюджета района и поселений могут быть увеличены доли налоговых отчислений.
«Тогда вам и методики бюджетной не нужно будет, ведь в Северном есть крупные налогоплательщики, оперирующие миллионами рублей», — говорит Сергей Канунников.
При этом, по мнению депутатов, можно будет устранить основные несовершенства методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Пока эта методика по муниципальным поселениям и муниципальным районам дает явный перекос, о чем свидетельствует амплитуда нормативов подушевого финансирования: по муниципальным образованиям района она колеблется от 8 до 38 тысяч рублей на человека.
«В итоге несколько поселений довольны, остальные — нет, а мы не понимаем, в чем дело. В управление финансов области мы направляли свои предложения по этой методе — нужно учесть протяженность дорог до каждого из населенных пунктов, их качество. Если у одних муниципальных образований дороги под асфальтом, то у других — щебеночные, без покрытия, ниже нулевых отметок. Также при расчете дотаций нужно учитывать протяженность электролиний в поселениях, количество населенных пунктов в каждом муниципальном образовании», — выступил со своими предложениями Анатолий Козубец.
На пожелание главы, чтобы при расчете дотации для Северного района ввиду его масштабности учитывались все его площади, а также количество населенных пунктов района и расстояние между ними, Виктор Осин подчеркнул, что такая методика данной территории не подойдет. В районе много болот, на которых никто и не бывал, — так зачем «палить» деньги на эти неиспользуемые территории?
Другой путь формирования бюджета, предложенный специалистами, — отдавать району конкретную сумму, распределением которой будут заниматься на местах. Аргументы в принципе логичные — здесь лучше знают, куда нужно дать срочно, а где ситуация еще потерпит. Но в целом представители бюджетного комитета оценили озвученные предложения достаточно критически: распределение средств по принципу «как бог на душу положит, а мы на местах разберемся», по мнению депутатов, неэффективно. При такой системе и районы, и поселения будут тянуть бюджетное одеяло каждый на себя — в полной уверенности, что им виднее. По-житейски такой подход вполне понятен и объясним, однако законодатели решительно настроены на полное устранение субъективизма из бюджетного процесса.
«В законе должно быть четко прописано, какое муниципальное образование и сколько должно получить — только в этом случае нам удастся избавиться от необходимости «стоять на коленях» и просить средства на жизнь», — уверен председатель комитета Виктор Осин.
Получившееся тематически насыщенным заседание, конечно, в одночасье не решило всех проблем. Во многом проблемный разговор в Северном стал для районщиков определенным ликбезом. Но, безусловно, многое почерпнули обе стороны, ведь подобные встречи дают основу формирования эффективной практики, основных направлений совершенствования межбюджетных отношений.