USD 99.8729 EUR 104.2310
 

Кружевная красота

Елизавета ГАЛУНИНА. Мастер кружевоплетения. Фото автора.



В советский период основным центром плетения кружев было объединение «Снежинка» в Вологде. И чаще в народе эти кружева называли вологодскими, хотя плели красоту и в других городах (исторических центрах кружевоплетения). Стоит заметить, что техника плетения в разных центрах имеет свои узнаваемые особенности. И поэтому кружева вологодских мастериц напоминают морозные узоры, елецких — похожи на живые цветы и листья, а вятские работы легко узнаются по изящным фоновым решёткам.

До восьмидесятых годов в европейской части Советского Союза были училища для будущих мастериц. За Уралом вряд ли этой техникой владели так совершенно, как, например, вязанием или вышивкой. Об учебной или просто информационной литературе тогда приходилось только мечтать. Но всё же её издавали. Самую старую книгу по времени издания (1955г., Вологда) я нашла совершенно случайно. На ней был штамп библиотеки шахты «Абашеева», г. Сталинск. Как эта книга попала в сибирский город, да ещё и в шахтёрскую библиотеку, остаётся только гадать, но благодаря ей я могу представить, как работают или работали мастерицы Вологды.

Чтобы сплести радующее глаз кружево, мало знать теорию и правила плетения. Необходимо наблюдать за творческим процессом. (Впрочем, это, по-моему, нужно в любом деле.) Существуют специфические приёмы, которые с трудом поддаются описанию, их можно только видеть. К тому же мелькание коклюшек в руках кружевницы и их мелодичное постукивание — это особая магия ритма.

Для педагогов, специалистов и любителей в декабре 2005 года в Москве проходил первый семинар по кружевоплетению на коклюшках. Хотя основными центрами, где это ремесло развито, остаются Вологда, Вятка и Елец, отрадно, что на семинаре были представители нескольких городов Сибирского региона. Вообще за последние лет пятнадцать приоритеты, на мой взгляд, меняются. Так, на ежегодном конкурсе «Юные таланты России» уже пять лет призовые места занимают юные кружевницы из Кузбасса. Интерес к плетению на коклюшках постепенно смещается на восток, за Уральские горы.

Модельеры на новом повороте моды стремятся использовать кружева и всё больше отдают предпочтение работам не машинного производства, а сплетённым талантливыми руками мастериц. Во-первых, это означает, что вещь не повторится. Во вторых, красивое кружево (как и любую красоту вообще) невозможно создавать в плохом настроении. Значит, мастерица вкладывает и свою радость, и то самое тепло своей души в маленький шедевр.

Гуляя по веб-сайтам интернета, я заметила, что многие люди, живущие в разных городах, хотели бы научиться плетению или ищут коллег по ремеслу. В Новосибирске тоже живут знатоки ремесла, создающие кружевную красоту. И мне, например, было бы очень интересно встречаться с землячками, которым этот вид искусства интересен. Любое дело развивается, когда есть возможность живого общения между мастерами и есть зрители, умеющие оценить труд художника. А кружевоплетение — это тоже живопись. Живопись, выполненная нитью и инструментом, который называется коклюшка.

Фотографии статьи
036-30.jpg
036-29.jpg