Чарующие образы Сальвадора Дали
18 октября 2006 года выставка впервые экспонировалась в Екатеринбурге. До 25 февраля сибиряки могут любоваться бронзовыми скульптурами и неповторимыми по своей смысловой направленности картинами Сальвадора Дали.
Выставка состоялась благодаря личной инициативе ее организатора — частного коллекционера Александра Шадрина. «Финансовые условия договора с фондом «Мир Дали» для российской стороны были таковы, что оказалось гораздо выгоднее купить работы Дали, нежели профинансировать аренду», — говорит Александр. Просмотрев множество вариантов, он приобрел работы Дали для своей частной коллекции. Осенью 2006 г. вся мировая пресса осветила эту крупную сделку, назвав ее «сделкой века». Тогда европейские газеты пестрели заголовками: «Русские скупают музейные фонды». Так или иначе, теперь работы Дали являются частной собственностью и вывозу из России не подлежат, став частью ее культурного достояния. Александр поделился планами — после Новосибирска выставка совершит тур по городам России в течение года. Он лично присутствует в каждом городе, где экспонируется выставка, способствуя тому, чтобы как можно больше людей увидели работы известного художника.
Интересно то, что каждая из работ Дали на выставке сопровождается подробным описанием, включающим идею, принципы и время создания, — над этим много лет трудились искусствоведы и переводчики. Посетив выставку, все желающие смогут ознакомиться также с историей как творческой, так и личной судьбы Дали.
Художник ярко и проникновенно отражал в своих работах все перипетии своего жизненного пути, затрагивая также извечные философские вопросы, на протяжении веков интересующие человечество. Он обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. С детства им двигало желание чем-то отличаться от своих современников. Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его работ — ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Зачастую они вызывают у зрителя глубоко запрятанные чувства, которые трудно определить и объяснить.
Например, однажды художник рисовал пустынный пляж и скалы на родине в Кадакесе без какой-либо определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота для него заполнилась, когда он увидел кусок сыра камамбер, — сыр становился мягким и стал таять на тарелке. Это зрелище вызвало в подсознании художника определенный образ, и он начал заполнять пейзаж тающими часами, раз и навсегда сформировав один из самых сильных образов своего творчества, имеющего продолжение в других работах. Картина была названа «Постоянство памяти» и была завершена в 1931 году, став символом конечности человеческого существования, подверженного сокрушительному воздействию времени.
Так, представленные на выставке скульптуры «Профиль времени», «Танец времени» (1977 — 1984 гг.), «Лошадь, обремененная временем» продолжают тему — часы «тают» по дереву и преображаются в человеческий профиль, подчеркивая неразрывную связь между людьми и непрерывно мчащимся потоком времени, в который вовлечено все живое с момента рождения.
Через необычные сюрреалистические интерпретации Дали выражал свое понимание взаимоотношения человека с природой Божественного, взращенное в нем с детства. В скульптуре «Видение Ангела» (1977 — 1984 гг.) сила и превосходство Божественного начала изображена в виде огромного перста, от которого ответвляются различные проявления земной жизни. Слева от него — человек с огромной жизненной энергией, справа — задумчивый Ангел, опирающийся крылом о землю. Здесь Дали показывает связь неба и земли — как символов единения материального и духовного начал в человеке.
Чрезвычайно символично изображение космического слона с невообразимо длинными ногами, отражающего извечное стремление людей к власти и господству: скульптура «Космический слон», 1980 г., и картина с таким же названием из серии «Витражи». Кстати, сюжеты графических работ — «Жираф в огне», «Ласточка», «Космический наездник» и т. д. — соответствуют изображениям огромных витражных окон во всемирно известном Театре-музее Дали, который находится на его родине в Фигерасе (Испания).
Поучительным смыслом наполнены картины серии «Человеческие пороки» (1973 г.): «Жадность», «Блуд», «Убийство», «Гордыня», «Чревоугодие». Показывая зрителю пагубно-низменный мир человеческих страстей, художник словно призывает отыскать аналогичные черты в себе и не дать их негативности проявиться в реальной жизни.
На выставке присутствует серия «Сюрреалистический цветок» (1972 г.), поражающая красотой и яркостью цветовой гаммы. Особой утонченностью и изяществом отличается картина «Женщины-цветы».
Скульптура «Далинианская танцовщица» (1949 — 1984 гг.) — национальная гордость Испании: восторг знаменитого танца фламенко подчеркивается изумительно красивым платьем, вращающимся под воздействием неиссякаемой жизненной энергии танцовщицы.
Научные открытия ХХ века также нашли свое отражение в творчестве Дали: в скульптуре «Почтение Ньютону» яблоко обретает постоянство, но теряет качество животворности.
Яркие и запоминающиеся образы Сальвадора Дали находятся среди символов духовного пантеона искусства и, скорее всего, останутся стойкими вехами искусства двадцатого века. С глубокой искренностью и бесспорным мастерством художник пытался выразить все то, что не только согревало, но и жгло его душу…
Сила и невыразимая внутренняя мощь его самых выразительных образов затронули струны души многих людей в разных уголках мира. Дали завещал свое состояние и свои работы Испании.
Если хотите прикоснуться к чарующим образам Сальвадора Дали, поторопитесь — выставка закрывается 25 февраля.
На снимках: работы Дали.