В Константиновке жизнь налаживается
Да, время сейчас крестьян не балует, даже на самый маленький успех надо очень много работать. Но первоначальное условие — на хозяйство должен прийти деловой руководитель. Причем тот, кто кровно был бы заинтересован в подъеме этого села, у кого есть серьезная причина не жалеть для него сил и здоровья. Находится такой человек — и «лежачий» колхоз оживает.
Именно так получилось в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Колхоз «Наша Родина». С управляющим первой бригады Михаилом Калугой мы подсчитали, что с 1993 года здесь шесть раз менялся руководитель. А дела никак не хотели идти в гору, долгов становилось больше и больше. Нынешнему председателю Анатолию Якубину колхоз достался с такой «арифметикой»: один «Кировец», два гусеничных трактора, один Т-150, свыше миллиона рублей долга по зарплате, не говоря уже о других долгах: на календаре осень, половина хлеба в поле, а все комбайны стоят неисправные.
Сейчас Анатолий Иванович уже с улыбкой отвечает на вопрос, как же он решился пойти на такое хозяйство:
— Купили меня, что называется, родиной. Я же родился в Константиновке, закончил местную школу. Мой отец до пенсии был управляющим второй бригадой. А я работал шофером в соседней «Заре». Правда, заочно закончил аграрный университет. Предложения возглавить какое-либо хозяйство уже были, но я отказывался. У меня дом неплохой, дочь в хорошей школе учится — куда ехать, зачем? А тут приезжает Любовь Алексеевна Пирогова и давай на чувства давить: посмотри, в каком положении твоя родная деревня. Возьми колхоз хоть на месяц, уборку закончишь, а там видно будет. И я согласился. Невозможно ведь смотреть, как гибнет твоя малая родина, и не приложить сил к ее спасению.
Тяжело было очень. Одно время даже казалось, что просто физически не выдержит нагрузки. С поля он уезжал вместе с последним комбайном, вдобавок приходилось собирать народ на животноводство. Люди, давно не видевшие зарплаты, отказывались выходить на работу.
Однако колхоз тогда полностью убрал урожай, и дальше шаг за шагом жизнь в хозяйстве стала продвигаться к светлой полосе. Теперь уже полностью закрыт долг по зарплате, текущие выплаты производятся с завидной регулярностью. Выправились дела в животноводстве. За три года, что Якубин находится у руля «Нашей Родины», надои на фермах выросли почти на восемь центнеров молока от каждой коровы, повысились привесы молодняка.
Такой рост продуктивности, конечно, не с неба упал. Все лето бригады не уходят с покосов и кормовых полей, потому зимой есть чем кормить скот. Даже после такого скупого на урожай года, как 2006-й, стадо обеспечено фуражом. В зимовку пошли с кормообеспеченностью в 26 центнеров кормовых единиц на условную голову скота.
Второе — животноводам стало выгодно хорошо работать. Повысил надои, привесы на десять процентов — такой же будет прибавка к зарплате. За сохранность молодняка положена премия в размере… теленка. Специалисты получают доплату за эффективную работу своей отрасли.
Сейчас в колхоз берут, можно сказать, по конкурсу: только работящих, ответственных. А ведь совсем недавно принимали даже заведомо пьющих: месяц продержится — и то слава Богу. Добрые-то работники в смутное время разъехались.
Теперь же сама Константиновка стала притягательным местом для жизни. Люди в основном едут из бедствующих сел, где исчезло производство. Буквально на прошлой неделе приезжали «на разведку» две семьи из Сузунского района. Вновь прибывающим предоставляют не только работу, но и квартиру, их доброжелательно принимают в коллективе. За это благодарные люди платят честным трудом.
Однако и преувеличивать экономические достижения колхоза не стоит. Пока здесь только научились хорошо работать, но, увы, еще не разбогатели. До сих пор в хозяйстве считают каждый рубль.
— Экономить приходится на всем, в том числе и на себе, — говорит председатель. — Это я к вашему приезду отопление в кабинете включил, а сам бы и так обошелся. Все равно на месте не сижу, больше по бригадам езжу.
Каждая покупка, а уж тем более новостройка, просчитывается на несколько рядов. Вложенный рубль должен приносить реальную отдачу. Потратились на добротный ремонт животноводческих помещений — зато изжили падеж скота. К весне собирают деньги на покупку элитных семян пшеницы, овса, надо брать также семена суданки, гороха. Дорого, но должно окупиться прибавкой урожая, повышением кормообеспеченности ферм.
Срочно нужно обновлять технический парк, в том числе прицепной инвентарь. На разбитых тракторах и растрепанных сеялках только солярку жечь, а землю нормально обработать невозможно. Купили по лизинговой системе комбайн «Енисей», трактор МТЗ-82, зернопогрузчик. На текущий год заказали два пресс-подборщика, трактор МТЗ-1221, комбайн «Полесье».
Растет поголовье скота — значит, надо строить помещения. А поставить новый коровник — в миллион рублей не уложишься, тем не менее строить надо. Будет молоко — будут и деньги.
Так считают и на ферме. Спрашиваем, как дела. Отвечают с гордостью:
— Сменились наши дела. Были совсем плохие, а с приходом нового руководителя выправляться стали. Люди на работу пошли. Уже в достатке механизаторов, скотников. Правда, не хватает доярок и телятниц. Много молодых женщин с детьми сидят. Садика-то нет. С другой стороны, хорошо, что не боятся детей рожать, значит, надежду люди имеют на добрую жизнь.
Управляющий Михаил Калуга знакомит с передовиками: например, с Анной Кондратьевой, которая ухаживает за молодняком старше года, получает хорошие привесы.
Сама Анна Николаевна подсказывает:
— Летом зарплата до четырех тысяч рублей выходила. И про напарника моего напишите, Евгения Чижикова. Семья недавно с Новокиевки переехала, жена работает дояркой. У них четверо детей. Если будут и дальше так работать, как сейчас, всех выкормят и выучат.
В новом телятнике управляется Наталья Бычкова. Ее муж Сергей — скотник дойного гурта. Семья тоже из числа приезжих и довольных новой жизнью.
Годовой отчет колхоза еще в работе. Главный экономист Надежда Гонтарева сообщила единственное: прибыль есть. Значит, сделан еще один шаг в сторону стабильного производства.