USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Косачевым уступать не намерены

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Чановский район.



Решили подождать хозяйку, которая ушла в магазин. Однако «командир» все не появлялся, и потому хозяин, махнув рукой, начал рассказ. Что касается его самого: бывший офицер, старший лейтенант. По-военному откровенно сообщает, что их с Любовью Павловной подворье лучшее в селе Красном: девять голов крупнорогатого скота, из них пять коров, две нетели и два бычка. Молока в прошлом году сдали больше всех — около семидесяти центнеров. Но здесь нужна одна оговорка: цифра не совсем точная и явно заниженная. В середине прошлого года село Красное отпочковалось от сельскохозяйственного производственного кооператива «Красносельское», и теперь у него свой учет.
Коли уж заговорили о цифрах, то можно добавить, что всего по селу было закуплено более тысячи центнеров молока, точнее, 1200. Но опять же эту цифру можно смело удвоить: сдача продукции с частных подворий началась не с середины 2006 года, а гораздо раньше, примерно с конца января.

Хозяин с уважением говорит о сборщике молока, бывшей доярке Анне Безродной. Знаменитой она стала после того, как, уехав к сыну в Новокузнецк на постоянное место жительства, неожиданно вернулась назад.

— Не могу без Красного, — объяснила сельчанам. — Село мне по ночам снилось.

На лошадке Анна Безродная собирает молоко по двум довольно большим улицам старого красивого села.

Идем с хозяином на подворье. Хотя Любовь Павловна и заправляет хозяйством, даже строительную специальность имеет, так как закончила строительный техникум, тем не менее строительством занимается Александр Григорьевич. В доме сделал теплый туалет, пристроил к нему вплотную баньку, теперь и на улицу не надо выходить. Вдобавок провел водяное отопление. Ну прямо городская благоустроенная квартира, а не сельский дом.

Кстати, и к коровнику проложены трубы, по которым поступает подогретая вода. А это очень большое облегчение: потаскай-ка ведра на девять голов крупнорогатого скота — быстро упаришься.
Сейчас дойные животные в запуске. А вот одна корова в январе абортировала: выкинула теленка раньше времени и тем не менее молоко дает, которое супруги, ясное дело, как и в прошлом году, продают кооперативу.

Хозяин («командир» так и не пришел) рассказывает, какая нынче трудная зимовка. В прошлом году в Красном был плохой урожай зерновых культур. Для поощрения частных подворий хозяйство смогло выделить всего-навсего по центнеру кормов каждому. Это крохи, даже птице на прокорм не хватит. А потому вместе с Любовью Павловной Александр Григорьевич рыскал по окрестным селам. Побывал и у соседей-венгеровцев, не раз ездил в Чаны, покупал отруби по 75 рублей за мешок.

По профессии Александр Григорьевич водитель. В недавнем прошлом возил совхозных доярок, имел много свободного времени. Была у него возможность поработать на себя, в достатке заготовить кормов, помахать косой или же попросить совхозных косарей — никогда не откажут. С того времени и родилась мысль жить за счет частного подворья. И супруге она понравилась.

В прошлом году испытали трудности в заготовке сена. Накосить сами не смогли, просто-напросто купили в кооперативе. Четыре стожка: два по шестьдесят центнеров и два — по сорок. Итого — двести. Этого вполне достаточно. К середине января скормили почти два стога. Это означает, что на зимовку хватит. Но цены-то кусаются.

Стоимость одного центнера сена — семьдесят рублей. А чтобы притащить стог с поля на подворье, нужно заплатить кооперативу за услугу пятьсот рублей. Или вот такой пример. На подворье скапливается навоз. Его обычно складируют на железный лист, который тоже надо вывезти и денежку заплатить — сто рубликов. А как же! Нынче никто и ничего бесплатно не делает.

Ко всему прочему супруги купили сено для частного подворья дочери, которая проживает в Карачах в благоустроенной квартире... на пятом этаже.

— И квартиру тоже купили?

— Помогли купить, — поправляет Александр Григорьевич. — Понесли большие расходы.

Так что баланс в прошлом году получился не очень веселым. Доходов, в общем-то, не оказалось. Кое-как свели концы с концами. И что же теперь делать? Свертывать частное подворье и идти на работу в кооператив, который, став самостоятельной производственной единицей, резко пошел в гору? Александр Григорьевич и его верная супруга так не думают. Будут и дальше жить своим трудом.

Соответствующее решение приняли на семейном совете и наметили конкретные меры по выходу из кризиса. Перво-наперво в этом году будет уже семь коров: скоро дадут приплод две нетели. А что касается заготовки кормов, то взят курс на покупку своей техники. Национальный проект развития агропромышленного комплекса — это как раз то, что нужно супругам. Берут кредит в пределах трехсот тысяч рублей.

Хозяин мечтает купить новенький минский колесник, хотя сам прекрасно понимает: денег на новую машину не хватит.

— Возьмем трактор подержанный, но в хорошем техническом состоянии, — решает. — И к нему непременно стогомет. Мы уже не молодые, руками класть стога несподручно. И корма больше покупать не будем. Накладно!

Еще мечтает о мехдойке, которая тоже, вот зараза, кусается — стоит четырнадцать тысяч рубликов. Но руки у Любови Павловны уж очень болят, по ночам особенно. Потому хочешь не хочешь, а придется раскошелиться.

— Потратимся в один год, а уж там легче будет, — говорит хозяин, открывая коровник.

В помещении сухо и тепло, обильная подстилка, сена в кормушках изрядно. Коровы шумно, надсадно дышат: скоро им телиться. Животные бокастые и ухоженные. Знать, Любовь Павловна хотя и командует на частном подворье парадом, но дело не забывает, приглядывает за буренками.

Держали супруги и свиней. Но когда стало трудно с кормами, оставили один крупнорогатый скот. А теперь, любовно поглаживая буренок, хозяин мечтает вновь иметь свою маленькую свиноферму.

— Вот только бы получить кредит, — повторяет он. — Моя Любовь Павловна уже не раз бывала в Чанах. Ей прямо сказали: «Деньги будут, оформляйте документы».

И еще одна приятная новость: больше не придется ездить в Татарск. Скоро дополнительный офис «Россельхозбанка» будет открыт в Чанах.

Хозяин светлеет лицом и показывает свой технический парк: грузовой и легковой автомобили, прицепные орудия. И между делом рассказывает о каких-то Косачевых с другого конца села, которые тоже содержат частное подворье, наступают, судя по всему, на пятки моим знакомым. Александру Григорьевичу и Любови Павловне это страх как не нравится.

— Мы в прошлом годе были первыми, — упрямо говорит Кишин, — и нонче тоже Косачевым не уступим.