Солнце — путеводная звезда
И хотя художница еще очень молода (худграф педуниверситета она окончила в 1996 году), оказывается, лучшие ее работы имеют свойство изменяться и во времени. Например, когда впервые в 2000 году я увидела ее автопортрет с Ван Гогом, он покорил меня звенящим «сентябрьским» колоритом-посвящением великому французу, однако по теме показался лишь милой шалостью. Несколько дней назад, на Иринином вернисаже в Доме актера, стало очевидным: это не просто талантливое, но глубоко программное произведение. Маршрут профессионального движения и одновременно планка, которую Ирина Воротникова сама себе определила.
...Стоим с известным новосибирским художником Александром Семеновичем Тришиным — Ирининым «учителем, другом, добрым ангелом» — возле одной из последних ее работ «Мастерская художника», где рабочая комната живописца превращена прямо-таки в золотой чертог творца. Причем все на этом полотне дышит свободой: вещи не «на параде» — они лежат так и там, где им хочется, где они привыкли находиться, не «позируют» художнику, но все вокруг одухотворено цветом и светом — сияющей аурой живущих здесь жизнелюбия и вдохновения...
Тришин признается: «По работам можно определить душу, мысли, характер художника. Здесь видно: Ирина — красивый, солнечный человек. И очень добрый. Злой человек это все, — он обводит взглядом зал, — не напишет. Когда я смотрю на Иринины холсты, вспоминаю открытие дома-музея Сарьяна. Журналисты спросили его: «Что вам больше всего на свете нравится, что дороже всего?» Мастер ответил: «Солнце!» Так вот, несмотря на сложности нынешних времен, Ирина не ломается, она упрямо ведет свою линию и несет людям красоту и солнце. Еще я хочу сказать о ее невероятном — за сравнительно недолгий срок — продвижении в живописи! Посмотрите, это не только фантазия мысли, но прежде всего — цвета».
— Александр Семенович, на самом деле Ирина — солнечный и добрый человек... Но вот на портрете, который написали вы, она такая строгая и загадочная — «вещь в себе», отнюдь не подсолнух, который вертит головой вслед за солнышком и всем улыбается...
— Да, конечно, Ирина — сложный человек, очень сложный, что не отменяет ее «солнечности». Когда она купила это манто (жаль, не горностай!), я сразу сказал: «Буду писать твой портрет», мне захотелось запечатлеть такую ее черту, как абсолютное отсутствие усредненности. В ее позе — уверенность, она госпожа...
Как стало понятным на открытии выставки, где о картинах Воротниковой говорили не только коллеги-художники, но и зрители, давние знакомые и пришедшие впервые: врач-хирург и профессиональный чтец, капитан первого ранга и народный артист СССР, — произведения эти тотчас резонируют во многих сердцах. И главное — остаются там надолго камертоном, по которому можно настраивать себя для того, чтобы жить дальше в окружающем нас сегодня пошлом «мире аттракционов». Это слова Виктора Семдянкина, у которого уже несколько лет висит дома и служит именно этой цели, выражаясь высокопарно, но предельно точно — гармонизации души, Иринина картина «Скрипач».
Валерий Егудин, председатель правления Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России:
— Эта выставка в стенах Дома актера как-то очень уместна. Во-первых, оттого, что Иринина живопись сама по себе хороша: она радует глаз, создает некое не будничное, возвышенное настроение. Во-вторых, ее работы очень театральны: в них есть волшебство декораций, создающих на сцене новый, не существовавший прежде мир.
Сама художница была немногословна, она улыбнулась, показала на картины: «Все, что я хотела вам сказать, — здесь...» Но потом, переходя с Ириной от полотна к полотну, я узнала много чудесных вещей о маленьком подмосковном городке Коломна, застроенном розовыми, голубыми и сиреневыми старинными домиками, где редко пройдет пешеход и проедет машина, а на разных берегах реки находятся два монастыря — мужской и женский. Она же подтвердила мою догадку об абсолютно матиссовском зеленом листике в букете на столе «Мастерской»: «Да-да, здесь рядом, видите, лежит раскрытая книга — это монография о Матиссе... А листик этот написан...
медицинской зеленкой. Мне срочно понадобился именно этот цвет, его не оказалось на палитре, остановиться же не могла, не было терпения, хотелось писать дальше...»
Работы Ирины Воротниковой из «Крымского цикла» сегодня представлены выставкой в резиденции полномочного представителя Президента России в СФО. До этого они побывали на международной экспозиции в Севастополе. Одним из значительных достижений художницы является участие (по персональному приглашению султана Брунея) в выставке «АРЕС-2000», приуроченной к саммиту стран Тихоокеанского экономического сообщества.
Выставка в новосибирском Доме актера завершит работу 28 февраля.