Народный артист всех республик
Этот народный артист СССР, увы, давно не наш. Но нынче в России на него большой спрос. За последнее время он сыграл в лентах «Водитель для Веры», «Свои», снялся у Романа Качанова в фильме «Взять Тарантину», мы увидели его в роли Леонида Ильича Брежнева в картине Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной». Собирается стать Тарасом Бульбой в сериале Владимира Бортко...
Итак, интервью с «триумфатором»:
— Богдан Сильвестрович, вы были одним из последних, кому присвоили звание народного артиста СССР?
— Предпоследним. Потом была Пугачева. А я и Степан Алексеенко, наш замечательный актер, который в фильме «Гамлет» со Смоктуновским сыграл Лаэрта, вдвоем оказались предпоследними.
— В постсоветские времена некоторые начали стесняться этого звания и заменяли его кто на народного артиста России, кто — Украины. А вы как?..
— Я нормально к этому отношусь. Народный артист СССР — значит народный артист Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, России, Украины, Грузии, Азербайджана, Армении и так далее. Это история, зачем стесняться?
— В отличие от большинства украинских актеров вы снимаетесь и у себя на родине, и в России, и в Польше.
— Да, я у Ежи Гоффмана снимался. Еще у Режиса Варнье в картине «Восток—Запад». Играл там маленький эпизодик.
Картины «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «Свои» Дмитрия Месхиева снимались параллельно, и я три месяца мотался через Москву то в Севастополь, то в Псков. И теперь вспоминаю, какие были прекрасные съемочные группы в обоих фильмах! Когда работаешь, тяжело физически: там жара, тут — холод. Но все заканчивается, и сразу — пустота: ничего не делаешь, никто не приглашает, никому ты не нужен...
— А вы свой возраст чувствуете?
— Конечно. Уже одышка, когда играю спектакли...
— А глаза горят, как у молодого.
— Они долго будут гореть. Пока не потухнут естественно. Но, как говорил Аркадий Райкин, уже не то.
— Интересно, а сколько языков вы знаете?
— Украинский, русский и польский.
— Правда ли, что антреприза «Старосветская любовь», поставленная Валерием Фокиным и позже удостоенная «Хрустальной Турандот», стала первым спектаклем, который вы сыграли на русском языке?
— Правда. И при этом все время думал по-украински.
— Эта антреприза еще продолжает идти?
— Да. Ведь спектакль хороший, а его не все посмотрели даже в Москве. Вообще я люблю произведения, где есть доброта, потому что ее не хватает в жизни. И в «Старосветской любви», как мне кажется, мы сумели с Лиечкой Ахеджаковой это передать. Особенно в финале, когда жена умирает, а муж не может жить без нее и вскоре сам уходит. Когда хоть чуть-чуть доброты в театре, в кино — это хорошо. Особенно по нынешним временам.
— Вы всегда называете ее Лиечкой. Почему?
— Потому что очень люблю — раз. И она великолепнейшая партнерша. И еще — «страхопут», если говорить по-украински. То есть перед выходом на сцену она боится. И я специально начинаю ее немножко пугать, например, говорю: «Рязанов пришел!» Она: «Вы что? Не надо! Не говорите мне!» У меня, конечно, тоже есть страх, но я не показываю, хотя у меня такое внутри там творится! А своим внешним спокойствием я на нее влияю. Шучу: «Лилек, смотрите мне в глаза, все будет хорошо».
— Как же вы, играющий генералов, вождей, можете выявлять свой страх? Это противоестественно.
— Страх — великая сила, особенно в искусстве. Я никогда не верю, что все получится. Ведь перевоплощаться очень трудно. Надо менять ход мыслей, походку, поймать музыку речи персонажа, которого ты играешь, потому что у каждого в речи своя музыка. Это как прокрустово ложе. Ты вкручиваешь себя, насилуешь свой организм. Не каждый актер хочет это делать.
— Это было до того, как вас назначили министром культуры?
— Да, 17 месяцев моего министерского правления были позже. Роль министра я играл с 30 декабря 1999 года по 30 мая 2001 года. Между прочим, очень трудная роль. Потому что без репетиций. Посадили за стол — и давай! Но все-таки интересно было.
— А можете вы рассказать о результатах вашей игры в министра? Что вам удалось, что — нет?
— Удалось мне единственное: теперь Украина участвует в Венецианской биеннале.
— А что вы хотели сделать, но не сумели довести до ума?
— Кроме прочего, хотел ввести телеканал «Культура», думал, что мы будем показывать его на всю Европу. И нам уже давали спутниковый сигнал, и спонсоры были, но... не получилось. Наши телевизионщики сделали просто двухчасовую программу и назвали ее телеканалом «Культура».
— А чем возглавляемый вами Театр имени Франко может похвастаться?
— Мы поставили замечательную пьесу о психоаналитике Зигмунде Фрейде. Это новая пьеса, о его последнем годе жизни в Лондоне. И хотя основано все на вещах документальных, это — произведение художественное. Поставил «Истерию» польский режиссер Ежи Гратовский, художником был Владимир Ковальчук, работающий у Анатолия Васильева. Вообще я привлек на этот спектакль немало выходцев с Украины, ныне живущих в других странах. Пригласил, например, Григория Гладия — помните? Он снимался во многих фильмах, в частности, играл Фрунзе. Это — люди мира. Они вобрали в себя мировую культуру, и было бы жалко, если бы они не проявили себя на родине. Спектакль получился, по-моему, интересный. И хотя он непростой и длинный, молодежь очень здорово принимает его. Я играю Фрейда. Долго колебался, но все-таки решился.
— А в вашем театре играют исключительно на украинском?
— Исключительно. Пожалуй, только в Национальном театре имени Франко вы и можете услышать украинский язык. Помню, москвичи приезжали с какого-то телеканала и очень удивлялись, почему в Киеве кругом говорят по-русски. Только зайдя в наш театр, они убедились, что находятся на Украине. Ведь на Украине проблема не с русским языком, а с украинским. Например, мой внук только со мной говорит по-украински. А со своими сверстниками — по-русски. И так все дети. Поэтому не переживайте — «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».
— Не обидно, что вы свою популярность десятилетиями зарабатывали тяжелыми ролями, требовавшими отдачи, нервов, здоровья, а сейчас достаточно на телевидении один раз мелькнуть, и вот она — желанная популярность?
— Обидно, что годы идут и вместе с годами уходит что-то важное. А насчет популярности… Знаете, популярных актеров много, хороших мало. Раньше тоже достаточно было в «Утренней почте» появиться — и становился популярнее некуда. Так, хороший петербургский актер Владислав Стржельчик на одном из выступлений надел костюм Сальери и выдал монолог: «Кругом одни таланты. Жаль, яда не хватит, чтобы с ними всеми разобраться».