Методику необходимо отточить
Сложно сказать, насколько такое решение депутатов было предсказуемым. Уже при подготовке проекта бюджета к первому чтению комитет негативно высказывался по поводу ряда параметров, заложенных в этом документе. Но проект было рекомендовано вынести на сессию областного Совета. Основные поправки в проект планировалось сделать между первым и вторым чтениями бюджета. Поправки были внесены областной администрацией.
Позицию администрации области на комитете отстаивал глава финансового и налогового управления Леонид Горнин. Позиция администрации в отношении финансирования муниципальных образований понятна — должна быть выстроена система финансирования на основании объективных показателей. «Наша задача в этом году состояла в том, чтобы создать и объяснить методику математических расчетов для определения необходимого финансирования бюджетной сети отдельных муниципальных образований», — объяснил собравшимся Леонид Горнин. Такая методика была разработана, было выделено несколько основных сетевых показателей.
«Но правильно ли определены эти сетевые показатели?» — задал вопрос главному финансисту заместитель председателя областного Совета депутат комитета Владимир Карпов. Ответить на этот вопрос совсем непросто. Величины бюджетных дотаций для отдельных сел и городов должны зависеть от стратегических целей области. Создать подобную систему и внести коррективы в существующую методику призвана рабочая группа, состоящая из представителей областного Совета и администрации области.
А пока в сложившейся ситуации могут пострадать муниципальные образования. Впрочем, администрация области и комитет по местному самоуправлению по-разному подходят к проблеме. По словам Леонида Горнина, «общая сумма дотаций муниципальных районов и муниципальных поселений сохранилась в бюджете в том же объеме и с тем же темпом роста — 32 процента». «Общая сумма увеличилась, — соглашаются депутаты, — но увеличение дотаций по районным поселениям наблюдается только в шести районах области — Болотнинском, Здвинском, Татарском, Убинском, Чановском, Чистоозерном». В других районах увеличение происходит только в части поселений или не происходит вовсе. Всего в области 30 муниципальных районов.
Позиции обеих сторон объяснимы. И депутаты, и представители администрации пытаются отстоять право муниципальных образований на нормальное существование. Ведь «именно в муниципальных образованиях живет все население», объяснил позицию комитета его председатель Вадим Агеенко. Позиция администрации не менее логична — финансовые средства не должны более выделяться «по личному расположению к некоторым главам муниципальных образований».
Итог — существующей методикой расчетов не доволен никто. В этом и администрация, и областной Совет, и главы муниципальных образований абсолютно едины. Рабочая группа по методике разрабатывает предложения по ее совершенствованию. Комитет рекомендовал продолжить рабочей группе совершенствование методики с целью недопущения сокращения уровня дотаций муниципальным образованиям.
Все предложения и поправки, принятые комитетами областного Совета, будут рассмотрены на расширенном заседании комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике.
Окончательный проект бюджета 2007 года предстоит обсудить во втором и третьем чтениях на девятой и десятой сессиях облсовета.