USD 101.6143 EUR 105.2512
 

«Я очень хотела сыграть Аллилуеву»

Татьяна ШИПИЛОВА.



Глеб Панфилов искал исполнительниц на роли дочерей Николая Второго для фильма «Романовы. Венценосная семья». Подружка-однокурсница посоветовала Оле попробоваться на роль Анастасии...

Через какое-то время настала очередь сериалов «Директория смерти» и «Империя под ударом», картины «Дневник его жены», которая выдвигалась на «Оскар» как «лучший зарубежный фильм», молодежного сериала «Простые истины». Но настоящая популярность зрителей пришла к Оле после фильма Александра Митты «Граница. Таежный роман», где она сыграла красавицу Марину. Затем — кинороль самой загадочной героини романа Достоевского «Идиот» — Аглаи. И вот Надежда Аллилуева и разговор о ней.

— Аллилуева — человек страшной судьбы. В итоге она покончила с собой. Но мне не было страшно браться за эту роль. Я очень хотела сыграть Надежду Сергеевну...

— Какой предстает она в вашей трактовке: слепой в своей любви женщиной или запуганной жертвой обстоятельств?

— Конечно, в свое время моя героиня потеряла голову от любви. И все же это история женщины, которая оказалась в ловушке. Ей некуда было уйти, никто — ни родственники, ни друзья — не принял бы ее. Она была своеобразным буфером между своими друзьями и мужем. Очень многих спасла от смерти и лагерей, но потом настало время, когда она уже ничего не могла изменить. Выдерживать ту жизнь, которую она вела, могла только очень сильная женщина, и я, безусловно, играла ее как человека сильного, своевольного, импульсивного и при этом невероятно терпеливого. Лично я преисполнилась большой любовью к этой женщине, уважением к ней. Только так я теперь к ней отношусь — с огромным пиететом.

— Вы читаете какую-то специальную литературу о реально существовавших персонажах, которые вам доводится играть?

— В моей кинематографической биографии это уже третья роль реально жившей женщины: Анастасия Романова, Галина Кузнецова, теперь — Надежда Аллилуева. Интересное совпадение: Анастасия Романова и Надежда Аллилуева родились в один год — 1901-й, одна — царская дочь, другая — жена политического вождя...

— На этом совпадения не заканчиваются, ведь обе умерли при трагических обстоятельствах, что породило массу домыслов и легенд.

— Вот вы сейчас сами и ответили на свой вопрос. Читать ли что-то про свой персонаж — каждый актер для себя это решает по-своему. Все исторические личности — закрытые книги, мы никогда и ничего не узнаем о них до конца. История переписывалась еще от сотворения мира, а уж в последнее время тем более. Поэтому, мне кажется, для артиста имеет смысл играть написанный в сценарии или пьесе образ и иметь дело с ним, а не с каким-то воображаемым в чьих-то воспоминаниях персонажем. Читать литературу на исторические темы нужно для того, чтобы понимать, что за эпоха окружала героя, как в ней ориентироваться. Что же касается черт характера — то сколько людей, столько и мнений. Например, в одних воспоминаниях говорится, что Надежда была доброжелательной, улыбчивой и радушной хозяйкой, в других (тоже близкого друга семьи), что она была невероятно сдержанной, всегда с серьезным, усталым лицом. Достаточно наткнуться на эти противоречия, чтобы понять — дальнейшее чтение не имеет смысла.

— Может быть, что-то из реалий той эпохи удивило вас, оказалось для вас неожиданным...

— Для меня это уже пятая картина о том времени. Вряд ли что-то может меня удивить... Я как будто поселилась там, не дай Бог!

— Расскажите, пожалуйста, об артисте, сыгравшем Сталина.

— Сталина играл чудесный артист — Дута Схиртладзе. Я думаю, это будет очень удачная работа. Очень важно, что в этой картине грузина играет грузин, он создает колорит роли и делает это абсолютно естественно.

— У Сталина первой женой была Екатерина, которая умерла при родах, у нее был брат Алексей по фамилии Сванидзе, у него — жена Маша. Алексея Сванидзе и его жену Машу сыграли Николай Сванидзе и Тамара Гвердцители... Некоторые ваши коллеги неодобрительно относятся к таким вот творческим экспериментам людей, напрямую не связанных с профессией драматического актера.

— Вся наша жизнь — эксперимент: выживем — не выживем. Почему нет? Пусть люди пробуют, у меня нет по этому поводу скепсиса, наоборот. Я вот тоже могу уйти в какую-то другую область — вдруг мне этого захочется? Недавно я снялась в музыкальном клипе только потому, что исполнитель песни воплощал в жизнь свою детскую мечту. Он совсем не певец, не музыкант, у него довольно серьезная профессия. Я спрашиваю: «Зачем вы стали петь?» А он говорит: «Это была моя детская мечта, и сейчас, когда я имею возможность, я хочу ее реализовать». Для меня это было ключевое слово — «мечта», и я сразу согласилась.

— Что должно быть в киноистории, чтобы это зацепило вас, привлекло как актрису?

— Мне интересно играть путь человека, причем этот путь может быть и длиной в один час. Мне важно, как человек преобразуется в некоторой цепочке обстоятельств, что с ним происходит, как он реагирует, к чему приходит, почему...

— Вы долго не снимались, затворничали, родив сына. Вам удалось посмотреть картины, которые из-за своего отсутствия «в миру» вы пропустили? Какие изменения произошли за этот период в отечественном кино, на ваш взгляд?

— Ничего вообще не видела и даже не наверстывала, не знаю, может, за это время и появилось что-то заслуживающее внимания, но я об этом не узнала. Зато я увидела, как сильно изменилась ситуация с кино в целом. Повысилась динамика, технологичность кинопроизводства — в большинстве случаев оно стало более качественным, дорогостоящим. И потом два года назад, чтобы такое обилие отечественных картин прокатывалось в кинотеатрах — такого и в помине не было, даже перспектива этого казалась маловероятной. Хорошо! Я увидела, как за эти два года наш кинематограф вырос, и очень рада этому обстоятельству.

— Вы сказали, что довольно спокойно относитесь к собственной внешности, а согласились бы вы как-то всерьез измениться — не в лучшую сторону — ради хорошей роли? Допустим, использовать какой-то сложный, возрастной грим...

— Я бы очень обрадовалась, если бы мне сделали такое предложение. Я попробовала это сделать для съемок «Жены Сталина»: специально поправилась на двадцать килограммов и держалась в этом весе на протяжении трех с половиной месяцев съемок. И было это довольно тяжело.

— В отечественном кино сегодня редко делается ставка на сильную женскую роль...

— Интересных женских образов действительно мало, тем более ключевых. И я очень радовалась, что мне досталась эта роль. Очень мало сейчас снимается у нас подобных фильмов, время, видимо, сейчас такое — брутальное.

— Есть такое мнение, что вы везучая и на самые интересные роли попадали ну почти случайно?

— Существует так называемый путь репутации. Если мне говорят, что меня порекомендовали в такой-то проект, значит, с моей репутацией все хорошо. Но в какой-то момент я поняла, что за репутацию бороться не нужно, даже если вы будете суперпорядочным человеком, из вас все равно сделают то, что нужно кому-то. Хотя весь ваш внутренний мир читается в ваших ролях — вспомните Евстигнеева, Леонова. А можно играть очень хорошего человека, но не быть таковым, и все это проступит на каком-то интуитивном уровне. Это сенсорные вещи, без которых театр и кино невозможны.

Ольга БУДИНА, актриса
Награды:
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2001 год.
Кавалер ордена Михайлы Ломоносова.
Фильмография:
Играем «Маленького принца» (короткометражный), 1996 г.
«Не послать ли нам... гонца?», роль: девушка по вызову, реж.: В. Чижиков, 1998 г.
«Цветы от победителей», роль: Лиза, реж.: А. Сурин, 1998 г.
«Граница. Таежный роман», главная роль: Марина Голощекина, реж.: А. Митта, 1999 г.
«Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», роль: соседка, реж.: А. Муратов, 1999 г.
«Директория смерти», роль: секретарша, реж.: Тигран Кеосаян, Сергей Ткачев,1999 г.
«Простые истины», роль: учитель английского, реж.: Юрий Беленький, 1999 — 2003 г.
«Дневник его жены», роль: Галина Кузнецова, реж.: А. Учитель, 2000 г.
«Империя под ударом», реж.: З. Ройзман, 2000 г.
«Чек», роль: секретарша, реж.: А. Бородянский, 2000 г.
«Даун Хаус», роль: девушка Мария, реж.: Роман Качанов, 2001 г.
«Романовы. Венценосная семья», роль: Великая княжна Анастасия, реж.: Г. Панфилов, 2001 г.
«Саломея», роль: Саломея, реж.: Л. Пчелкин, 2001 г.
«Железнодорожный романс», главная роль: Вера, реж.: И. Соловов, 2002 г.
«Баязет», роль: Ольга Хвощинская, реж.: Николай Стамбула, 2003 г.
«Идиот», роль: Аглая Епанчина, реж.: В. Бортко, 2003 г.
«Радости и печали маленького лорда», роль: Нора, реж.: Иван Попов, 2003 г.
«Московская сага», роль: Нина Градова, режиссер-постановщик: Дмитрий Барщевский, 2004 г.
«Жена Сталина», главная роль: Надежда Аллилуева, 2006 г.

Фотографии статьи
217-33.jpg