USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Акулы бизнеса» в джунглях экономики

Вадим ГЛУХОВ.



чиновники и правоохранительные органы, как правило, не спешат информировать о них сограждан, потому как в этих «запутанных» делах предугадать исход трудно, за каждым из случаев рейдерства — масса обстоятельств, о которых лучше до поры до времени помолчать. В рейдерских атаках участвуют не отпетые грабители, а респектабельные джентльмены, бизнесмены, опытные юристы. Как следует из отчетов МВД, предприятия захватываются приблизительно по одинаковому сценарию. Типичная рейдерская группа, работающая над «проектом», состоит из 10 — 12 человек. Зарплата ведущего юриста такой группы составляет около четырех тысяч долларов в месяц, при этом вся группа может рассчитывать на бонус в 3 — 10% от стоимости поглощенных активов. Поэтому трудятся в рейдерских бригадах не жалея сил.

Рейдеры «играют» на пробелах в законодательстве, используют проблемы вожделенного объекта с властью... Различные лазейки и неоднозначные формулировки есть в Федеральных законах «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц», в постановлении «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденном бывшим ФКЦБ РФ. Хотя дело не только в дырах законодательства. И налоговые органы, и суды вольно или невольно рассматривают только внешнюю сторону вопроса, ограничиваясь изучением представленных документов и не вникая в процесс их появления. А результат таких ошибочных решений всегда трагичен: захват предприятия, банкротство, усиление социальной напряженности среди населения.

Рейдер (от англ. «raid») — значит налетчик. В колониальной Британии рейдерами назывались военные корабли, охотившиеся за торговыми судами противника и уничтожавшие их. В российской новейшей истории силовые захваты предприятий превратились в особую сферу деятельности. Десятки юридических фирм в Москве специализируются на так называемом рейдерстве — выводе активов из владения законных собственников. Фактически это специалисты по поглощению и захвату предприятий. Есть дружественные и недружественные поглощения. Если одна компания устанавливает свой контроль над другой после переговоров и по взаимному согласию, то поглощение считается дружественным. Поглощение само по себе — это рыночное и не криминальное мероприятие.

Если же менеджмент поглощаемой компании сопротивляется, то тогда идет речь о недружественном поглощении. В связи с этим рейдеров разделяют на «белых», «серых» и «черных». Белые — те, кто осуществляет поглощения, оставаясь в рамках закона; серые — кто балансирует на грани и пользуется сомнительными трюками; и черные — кто практикует откровенное мошенничество. В общем и целом, какой бы ни была масть захватчика, его небескорыстное внимание к предприятию сулит собственнику как минимум большие неприятности, а как максимум — полную потерю бизнеса и собственности.

По данным следственного комитета России, в 2006 году в Новосибирской области было возбуждено три уголовных дела по рейдерству, в частности, по ст. 330, 159 УК РФ. В настоящее время дела до суда ещё не доведены. Рейдеры действовали против предприятий ЗАО «Ост», ООО «Карачинский источник», ООО «Текстильторг Сибирь» — от подмены документов в ИФНС о переходе долей собственности до силовых захватов. Во всех случаях налицо коррупционные факторы.

По данным МВД РФ, рейдеров сегодня привлекают не только промышленные предприятия, но и сельскохозяйственные угодья, которые можно скупить за бесценок, а затем продать под элитное коттеджное строительство.

Напомним, что в феврале 2006 года на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России обсуждалась «Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, разработанная Минэкономразвития». По данным 2005 года, в производстве находилось 346 уголовных дел о незаконных захватах предприятий, из которых 51 уголовное дело по обвинению 77 лиц было направлено в суд, вынесено 11 приговоров. Согласитесь, результаты борьбы с рейдерами пока более чем скромные.