USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Жаловаться надо, но — грамотно

Вадим ГЛУХОВ. Рис. Юрия НИКАЛЮКА.



— ...Никто не поможет, порядка как не было, так и не будет — нет хозяина в стране!

— Вы обращались с претензиями в ЖЭУ, районную администрацию?

— А кому это нужно? Бесполезно все... Вот если бы вы описали эти безобразия — глядишь, и сдвинулось с мертвой точки.

Трудно сказать, чего больше в этой гражданской позиции — наивности или лени. Некоторые жалобщики, «излив душу», на некоторое время успокаиваются и продолжают терпеть «вечные» неудобства. Но есть и такие, кто идет до конца в решении проблем — «поднимет» ЖЭУ, городские службы, «пристегнет» депутата — и обязательно добьется результата. Обычно такие люди хорошо подкованы в законах, умеют грамотно составить жалобу или заявление, проявляют принципиальность, отстаивая свои права.

Один мой знакомый, проживающий в доме довоенной постройки, не так давно решил заставить ЖЭУ прочистить в здании вентиляционные ходы. Мало кто из соседей верил в осуществление этой затеи, кто-то даже посчитал, что парень «немного не в себе» — «когда и кто их чистил?!». Но товарищ не отступал, нашел законные способы решения проблемы и стал героем дня в своем дворе.

О работе по жалобам граждан рассказывает заместитель начальника отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Ольга Николаевна ИШТУЛКИНА.

— По каким поводам обращаются сегодня в вашу службу горожане?

— По самым различным. Обращаются по поводу незаконного строительства гаражей, плохого водоснабжения, отопления, жалуются друг на друга соседи... Люди верят, что мы можем помочь в любой ситуации. Между тем в значительной части подобных жалоб обязаны по закону разбираться органы милиции, ГИБДД, районные администрации... Приходится привлекать их к разрешению проблем, напоминать о существующих законах. Например, немало нареканий у горожан вызывает порядок содержания домашних животных жителями многоквартирных домов. Видимо, мало кто знает, что на эту тему есть закон Новосибирской области, принятый в 2004 году. Есть и Положение «О порядке содержания собак и кошек в городе Новосибирске» от 30.06.2006 года. В этих документах подробно описаны полномочия местных администраций в разрешении возникающих проблем с животными на городских улицах. Жалобы граждан свидетельствуют о том, что законы эти пока не работают в Новосибирске.

Однако половина всех жалоб — это неудовлетворительное содержание жилья и прилегающих территорий, которые обслуживают ЖЭУ. Некоторые из них город плодит сам — например, немало жителей центральной части Новосибирска недовольны сегодня порядком удаления мусора из многоэтажных домов. В таких домах по нормативам строительства и проектам устанавливаются мусоропроводы — это эффективный способ избавления от мусора во многих европейских странах, но в Новосибирске он никак не может найти себе применение... Коммунальные службы города по разным причинам отказываются эксплуатировать эту технику — нет персонала, машин и т. д. В итоге во дворах устанавливаются контейнеры для мусора, место для которых изначально не предусматривалось в планировке... Страдают жильцы нижних этажей, дети во дворе. И возникает конфликтная ситуация. Нескончаемый поток жалоб — от жильцов с улиц Чаплыгина, Советской, Революции, Космической, Геодезической. Дошло до того, что уже на стадии возведения многоэтажного дома к нам приходят заказчики и просят разрешить заварить мусоропровод. Мы категорически от таких «новаций» отказываемся и об этой проблеме проинформировали мэрию Новосибирска. Надеюсь, что в ходе реализации реформы ЖКХ она будет устранена — нельзя Новосибирску превращаться в неприглядный город с бесконечными мусорными контейнерами. Психологию — прожили день, и ладно! — надо менять.

Другая, и тоже немалая, доля жалоб — затопленные подвалы талыми, весенними водами, прорванной канализацией... При этом ЖЭУ не проводит своевременно их осушение, санацию, дезинфекацию — и жильцы такого дома становятся заложниками ситуации. А еще люди жалуются на плохую уборку подъездов, недействующую вентиляцию, плохую подачу горячей воды...

— Ольга Николаевна, как же ваша служба реагирует на подобные жалобы?

— Приходим на место происшествия и при выявлении нарушений санитарных норм и правил составляем протокол об административном правонарушении, даем предписание об устранении нарушений и повторно проверяем. Зачастую нарушения устраняются в указанные сроки, но если не выполнены, то материалы направляются мировому судье на рассмотрение. А в таких случаях, как шум от лифтов, трансформаторных подстанций и т. д., имея результаты лабораторного контроля, можно сразу обратиться в суд.

— А если решение проблемы не в компетенции вашей службы — например, жилой двор стал проездным, под окнами возникла стоянка транспорта?

— Подключаем к работе другие органы — милицию, например. Проводим с населением разъяснительную работу, консультируем, объясняем, куда следует обратиться с заявлением, чтобы сократить круг хождений по инстанциям. Самый короткий способ разрешения многих современных проблем разного уровня — через суд.

— Значит, жаловаться — это нормально?

— Это необходимо, если ваши права ущемлены, наносится вред вам, людям рядом, окружающей среде, природе. Это, в конце концов, ваш гражданский долг — привести в порядок жизнь вокруг, задействовать власть и законы, которые должны защищать права граждан. Жалуйтесь, пожалуйста! Всегда занимайте активную позицию.

— Как правильно подать жалобу — например, на грязный подъезд?

— Составьте жалобу в двух экземплярах, зарегистрируйте в приемной начальника ЖЭУ. По закону через месяц должен быть дан ответ о принятых мерах, если его нет — жалоба поступает в вышестоящую организацию, местную администрацию, к нам. Наша служба изначально занимает позицию поддержки граждан: жалобщик прав. Принимаем к рассмотрению любые жалобы в сфере защиты прав потребителей. Кроме анонимных. Так определяет и закон. Да, к сожалению, иногда случается так, что авторы анонимок стремятся решать свои личные проблемы, совершенно далекие от их содержания. И еще: перед тем как подать жалобу, подумайте хорошенько, обоснованны ли ваши претензии? По нашей статистике, таковыми не являются до 40 процентов поступающих в управление жалоб.

— Что делать, чтобы не ошибиться в ожиданиях?

— Не поддавайтесь эмоциям, внимательно читайте законы, а потом действуйте.

...В этом плане специалисты Территориального управления рекомендуют сегодня обратить внимание на принятый недавно Государственной думой Федеральный закон (от 2 мая 2006 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором подробнейшим образом расписаны основания и порядок подачи жалоб. Закон, например, предоставляет нам право обращаться в письмах, по телефону, электронной почте или лично в любой орган государственной власти или местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами. Запросы должны рассматриваться максимум в течение месяца, при их перенаправлении — до 2 месяцев, устанавливаются гарантии безопасности гражданам в связи с их обращениями, и еще много чего... Кажется, этот закон — хорошее подспорье для всех «стихийных» жалобщиков, а также активистов местных органов самоуправления, традиционно ведущих борьбу с нерадивыми коммунальщиками, непрофессиональными чиновниками.