USD 102.3438 EUR 106.5444
 

«Покровская осень»: новое дыхание Владимир Калужский:




— Мне кажется, что на предшествующих нынешнему, восьмому, фестивалях русской музыки «Покровская осень» его «застрельщики» — вдохновители, создатели и организаторы — Камерный хор под руководством Игоря Викторовича Юдина сумели реализовать одно из своих заветных желаний — консолидировать хоровое движение как в Новосибирске, так и за его пределами. То, что они сегодня с полным правом называют прекрасным словосочетанием «хоровое вече Сибири». Вече «обрело голос» и в других программах и проектах — например, в Пасхальных и Рождественских концертах, Днях славянской письменности и культуры...

Но не только это. Один из фестивалей назывался, к примеру, «Сибирский проект». И в результате исполнения на нем музыки композиторов-сибиряков удалось (что прежде ну никак не получалось!) издать три партитуры нашей хоровой классики: Юкечева, Мурова, Шибанова. Произведения на самом деле являющиеся достижением всей России, а теперь ставшие ее достоянием. Затем были фестивали, которые носили персонализированный характер, — посвященные Глинке, Рахманинову, Гаврилину, Свиридову, Мусоргскому...

А вот этот фестиваль, посвященный Шостаковичу и Танееву, вывел нас на совершенно новые рубежи, так как идея «Покровской осени» развивалась, модулировала и наконец вошла в резонанс с общефилармонической жизнью. В программе, помимо Камерного хора и их коллег из других сибирских городов, — симфонический оркестр под управлением Арнольда Михайловича Каца, инструментальная музыка, филармонические солисты и другие наши коллективы: «Новосибирская камерата», «Маркелловы голоса», «Рождество», Русский академический оркестр... Словом, получилось в концептуальном плане очень любопытно: да, Шостакович, да, Танеев, но рядом с ними еще плеяда русских композиторов, что создает чрезвычайно интересный контекст.

Благодаря же общефилармонической концепции в фестивальной программе возникли две совершенно уникальные точки: это исполнение Камерным хором вместе с оркестром Гусева «Антиформалистического райка» Шостаковича и с оркестром Каца — его 13-й симфонии на стихи Евтушенко, посвященной 65-летию памяти жертв Бабьего Яра.

Это очень значительно, очень сильно... Тот же «Раек» (он в репертуаре Камерного хора давно), но в рамках фестиваля исполнение его позволяет слушателям вернее позиционировать и коллектив Юдина (не как «носителя официоза») и дает возможность понять, какой гражданской смелостью и мужеством обладал интеллигент Шостакович...

Я считаю, «Покровская осень» в наше время — один из немногих в стране фестивалей русской музыки, вокруг которого можно строить самые потрясающие проекты — и поддерживающие национальное искусство, и поддерживающие многонациональное искусство России. Только для того, чтобы ЭТО БЫЛО, чтобы не прерывалась традиция!

Что касается финансирования, то на уровне поддержки идеи я всегда слышу о каких-то деньгах, которые кто-то обещает. Потом обязательно «возникают затруднения»...

В этом видится продолжение давней распределительной тенденции в сфере культуры «всем сестрам по серьгам», вместо того чтобы поддержать самое значительное, самое яркое, перспективное...

Игорь ЮДИН:
— Именно сейчас, когда художественное руководство филармонии заявило «Покровскую осень» как единый фестиваль, мне стало по-настоящему интересно — это настоящий творческий подход к нашей работе, нашей общей просветительской музыкальной деятельности. Ведь главная цель фестиваля — популяризация русской музыки и одновременно знакомство с историей нашей страны, с тем, что нами пережито, а также нажито в духовном плане.

Потому что, считаю, в принципе все наши проблемы не оттого, что у нас наверху сидят необразованные люди (достаточно образованные и дипломов не по одному имеют!), но вот когда про них говорят «родства не помнящие» — это точно. Наверное, поэтому они выбирают американскую модель поддержки культуры, а не европейскую. Ведь в Германии или Франции, к примеру, культуру поддерживает государство, а в Штатах — частные лица. И, что греха таить, весь этот процесс «окультуривания населения» у нас «проседает». Потому что у тех, кто занимается его управлением, появляется искушение — упростить проблему. К примеру, сегодня утром по телевидению гимн нашей страны звучит в исполнении оркестра. Никакого хора! Слов нет!.. И у меня нет слов: когда же мы наконец поймем, что патриотизм вот из таких вещей и складывается (когда дети, делая первые шаги в исполнительстве, поют Государственный гимн), а не декларативных бряцаний.

Пора говорить, помимо природной экологии, об экологии культуры. Ведь духовная культура разрушается на наших глазах: Половину того, что мы унаследовали в музыке, мы уже не можем воспроизвести. Например, у Шостаковича в партитуре симфонии в скобочках написано: «80 — 100 человек». Сегодня мы с вами по всей Сибири 100 басов не наберем! А оркестры, хоры! Согласно партитурам классиков нужен профессиональный состав, чтобы исполнить те заветы, что выражены в нотах, мы же начинаем инструментовать, упрощать — нет такого количества музыкантов-профессионалов...

А публика? Сегодня ею чаще востребовано зрелище. Она слушает и не всегда слышит. Есть сорокалетние, воспитанные только телевидением, которые, лишь попав на наши концерты, начинают для себя открывать мир настоящей музыки. Я никогда не забуду эти анекдотические случаи, когда во время наших пасхальных концертов в здании Новосибирского железнодорожного вокзала два человека отстали от поезда, а третий остался сознательно и интересовался, где бы ему в чужом городе переночевать, чтобы назавтра опять попасть на концерт хора...

В общем, наш фестиваль — это и есть патриотическое высказывание в чистом виде. Мы не собираемся это декларировать, просто будем заниматься тем, чем занимаемся.

В этой большой, почти необъятной теме нашего культурного наследования поставим пока многоточие... А читателям и поклонникам фестиваля «Покровская осень» сообщим, что на следующий год по замыслу его организаторов это будет вновь «Сибирский проект». Причем посвященный не столько сибирским композиторам, сколько тем, кто был связан с нашим краем волею судеб. Алябьев, Прокофьев и многие другие, кто составляет славу и гордость отечественной музыки.
Фото автора и пресс-службы филармонии.

Д. Шостакович «Антиформалистический раек» (1948 — 1968). Рассказывает о собрании «музыкальных деятелей» на тему «Реализм и формализм в музыке». В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени (несомненно сходство: Единицин — Сталин, Двойкин — Жданов, Тройкин — Шепилов), их характерные речевые интонации, даже неправильные ударения в словах. В музыке большую роль играют различные музыкальные цитаты. Так, слово Единицина во многом основано на мелодии народной грузинской песни «Сулико», горячо любимой Сталиным; в заключительном эпизоде речи Двойкина использован популярный кавказский танец «Лезгинка»...

Фотографии статьи
201-17.jpg
201-19.jpg
201-18.jpg