USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Бюджетный процесс: доходы — своими руками




Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для Новосибирской области из федерального центра уже в этом году уменьшились на 82 миллиона рублей — об этом на заседании комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике сказал заместитель председателя комитета Сергей Канунников. Как комментирует ситуацию руководитель управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области Леонид Горнин, уменьшение размера дотации связано с высокими на фоне российских регионов темпами роста бюджетных доходов Новосибирской области, а также со сдерживанием экономически обоснованного тарифа по оплате услуг ЖКХ. Уменьшение дотаций внутри области наблюдается только в отношении некоторых городов областного значения (таких как Кольцово, Бердск и других), в целом же эти отчисления для основной массы муниципальных образований в 2007 году должны быть не ниже уровня 2006 года.

Предлагая заменить дотации дополнительными нормативами, федеральный центр дает муниципалитетам на откуп в 2007 году высшую планку по собираемости налогов на прибыль и налогам для физических лиц. Но на это, как отмечает руководитель управления финансов области, муниципальные образования не пошли, и основной аргумент здесь — лучше получать фиксированные суммы регулярно и четко. Так что пока замена дотаций нормативами, призванными попытаться привлечь к активизации муниципальные образования активнее собирать собственные доходы, делать хорошую экономику, пока не увенчалась успехом.

Низкая собираемость налогов на сегодня остается привычной картиной для области по целому ряду направлений. Особенно непросто складывается ситуация с транспортным налогом, налогом по акцизам на алкогольную продукцию, земельным налогом — по нему основные недоимки приходятся на бюджетные организации, и большая часть долгов по нашей области у СО РАН. С Новосибирска по земельному налогу в бюджет области не собрано 148 миллионов рублей. Несмотря на то, что необходимые сведения должны быть представлены в налоговые органы до 1 февраля 2006 года, некоторые муниципальные образования области до сих пор не представили вообще никаких документов. В результате информационные ресурсы налоговых органов оказались недоформированными, а у имеющихся сведений достаточно низкая достоверность.

По словам депутата Сергея Канунникова, Татарский и Сузунский районы просят снизить налог на земли сельскохозяйственного назначения из-за недостаточного финансирования районных бюджетов. Представитель Татарского района, участвовавший в заседании комитета по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике облсовета, высказал точку зрения многих областных территорий. Суть мнения — в необходимости увеличения дотаций на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Это, по мнению районов, будет способствовать повышению налоговой собираемости в целом. К примеру, в этом году в Татарском районе налог на землю «не идет» — значит, были недоимки, недофинансирование, считают татарцы. Однако, по мнению специалистов Управления Федеральной налоговой службы, низкие результаты — следствие недоработки органов власти с налоговыми органами непосредственно на территориях. Все зависит от работы на местах — об этом, считают депутаты бюджетного комитета, свидетельствует статистика: в Сузунском районе за 2006 год собрано лишь 6,7 процента земельного налога, в Северном — более 50 процентов. Депутат Анатолий Степанов уверен, что в этом случае нельзя увеличивать размер дотации, и проблему в целом необходимо рассматривать на уровне всей области.

Подводя итоги выездного заседания бюджетного комитета в Сузунском районе, состоявшегося 23 августа, председатель комитета Виктор Осин подтвердил уже прозвучавшую позицию районов относительно замены дотаций нормативами — сузунцы высказались против этого.

По словам начальника управления финансов Сузунского района Татьяны Семеновны Ломовой, основная проблема районного бюджета на сегодня — невозможность собрать 12 миллионов собственных доходов 2006 года, что дает существенный разрыв между доходной и расходной частями. И эта проблема, связанная в том числе с растущей кредиторской задолженностью учреждений жилищно-коммунального хозяйства — «переходящая» от года к году. По мнению Виктора Осина, это прямое следствие недостаточно жесткой политики власти в отношении налоговых сборов, несбалансированность работы по сбору оплаты за услуги ЖКХ и как результат — неготовность муниципальных образований к администрированию собственных доходов.

Отвечая на прямой вопрос депутатов областного Совета о переходе или непереходе в ближайшее время с дотаций на нормативы, глава Шарчинского сельсовета Сузунского района Владимир Заувервальд сказал: «Состояние техники, кадров и вообще многие направления не позволяют нам сегодня решиться на такой переход. На наших территориях нет хороших налогоплательщиков, так что лучше нам остаться на дотациях и не вводить нормативы».

В своем выступлении в ходе заседания бюджетного комитета облсовета в Сузунском районе глава города Сузуна Сергей Отт описал реальную ситуацию несобираемости подоходного налога, и механизма для исправления ситуации, определенной схемы работы для налоговой инспекции в этом плане пока нет, добавил он. Наиболее приемлемой схемой мэр Сузуна назвал 50-процентное дотационное и 50-процентное нормативное финансирование муниципалитетов.
«Как показало выездное заседание бюджетного комитета облсовета в Сузунском районе — и это расстроило лично меня как человека, как хозяйственника, как депутата, — сегодня муниципалитеты хотят получать фиксированные суммы, а в случае нехватки средств — требовать увеличения дотаций. А на то, чтобы настойчиво работать по увеличению налогооблагаемой базы и тем самым увеличивать доходную часть через фиксированный норматив, никто идти не хочет», — подводя итоги, отметил председатель бюджетного комитета Виктор Осин.

Как бы то ни было, нормативный метод на территории нашей области не только вводится сегодня, но и постепенно увеличивается с каждым годом. Соответствующую планомерную работу по формализации всех действий в части принятия бюджета профильный комитет облсовета постоянно ведет уже в течение пяти лет. Очередным этапом такой работы в этом году стала новая корректировка закона «О бюджетном процессе и бюджетном устройстве Новосибирской области». Депутаты уверены: вне зависимости от того, кто рассчитывает бюджет — население, район, облсовет или город, — метод расчетов должен быть четко нормативным.