Новые знакомцы, ставшие родней
Расставание с товстоноговцами было трогательно-грустным: к театру привыкаешь, как к новому знакомцу, ставшему близким человеком. А значит, восхищаешься достоинствами и пытаешься быть снисходительным к недостаткам. Тем более что два прощальных вечера на сцене ДКЖ были отданы милому джентльменскому трио — Андрею Толубееву, Геннадию Богачеву и Валерию Дегтярю. Народные артисты абсолютно на уровне своего статуса (в режиссуре Николая Пинигина) сыграли бенефисно-антрепризную пьесу француженки Янины Реза «Art». Причем антрепризную — в самом положительном значении этого понятия. Если бы приезжие группы зачастую очень хороших артистов, а то и мастеров привозили к нам под эгидой самых различных антреприз такого уровня спектакли (сделанные на таком драматургическом материале, с таким вкусом и такой актерской отдачей), то этой театральной форме все вокруг бы пели одни дифирамбы.
А лаконичный и по времени — в одном действии, и по сценографии, и по числу персонажей (что и роднит его с антрепризой), спектакль этот был на самом деле прекрасным.
Пьеса, весьма далекая по реалиям и менталитету от чего бы то ни было российского — хоть сего дня, хоть вчерашних проблем, — исследует очень тонкие нюансы человеческих взаимоотношений. Нюансов важных (поскольку личностная гармония именно от них и зависит), но в современной суетной жизни нами всеми редко анализируемых. Причем поскольку в центре ее не love story, а подвергнутая оригинальному (эстетическому!), но от того не менее серьезному испытанию мужская дружба, то непонимание и конфликт между героями, несмотря на комедийную окраску и почти анекдотичность происходящего, пронзительно драматичны.
В исполнении же этого блестящего трио вещь — по прописанности тем, лейтмотивов, нюансов, по чуткости к партнеру — получилась, можно сказать, музыкальной, а сценические герои Толубеева, Богачева и Дегтяря — равновеликими, то есть все трое в равной степени нам, зрителям, интересными. Именно это я имела в виду, когда назвала пьесу бенефисной. Одновременно для трех великолепных актеров.
Вообще актеры, как и в прежние времена — мы смогли в этом убедиться, — в БДТ превосходные. Это блистательные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили — в «Калифорнийской сюите». Так же в антрепризной, в основном по драматургической принадлежности, постановке Пинигина.
Это Валерий Ивченко, исполнительский диапазон которого, опять же по музыкальным меркам, судя только по гастрольному репертуару, равен, как минимум, пяти октавам. Он здесь — и трагически измаявшийся невозможностью «жить по совести» Борис Годунов, и мудрый шут капитан Шотовер («Дом, где разбиваются сердца»), и преданный королеве и преданный ею лорд Берли («Мария Стюарт»).
Невозможно представить труппу нынешнего БДТ без Валерия Дегтяря (Самозванец в «Годунове», граф Лестер в «Марии Стюарт», Иван в «Art»): он талантливо и последовательно привносит в классику не только свою индивидуальность, но и тему этакого беспринципного нувориша.
Открытием настоящих звезд — звезд, не «засвеченных» киноэкраном, — стало для новосибирцев исполнение ролей Елизаветы Мариной Игнатовой и Марии Ириной Патраковой («Мария Стюарт»), леди Хэшебай — Марией Лавровой («Дом, где разбиваются сердца»). Изяществом рисунка и мастерством, безусловно, запомнились работы (Мнишек в «Борисе Годунове» и леди Этеруорд в спектакле «Дом, где разбиваются сердца») более известной театральной публике — по крайней мере, по прессе — Елены Поповой.
Ничуть не вдаваясь в комплиментарность, в самых превосходных степенях можно оценить работу всех актеров в спектаклях как по пьесе Шиллера, так и Шоу.
А вообще «Мария Стюарт», на мой взгляд, и была «моментом истины» новосибирских гастролей БДТ. Огромный по продолжительности спектакль смотрелся на одном дыхании. В чем видится равная заслуга великолепного актерского ансамбля и постановщика — главного режиссера БДТ Темура Чхеидзе, которого, судя по всему, в настоящее время самым серьезным образом как художника занимает феномен власти, а присущая ей по определению безнравственность рождает самые трагические выводы. И «Мария Стюарт» в этом художническом исследовании, на мой взгляд, более удачный опыт, нежели «Борис Годунов», где, несмотря на выдающуюся работу Валерия Ивченко, создателям не удалось избежать некой скороговорки и схематичности в прорисовке других, «околовластных» персонажей...
В спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по Бернарду Шоу понятная и справедливая (вслед за автором пьесы) неудовлетворенность Чхеидзе современным мироустройством, а точнее — несовершенством социума, к сожалению, напротив, выливается в почти неизбежную для такого рода драматургии четырехчасовую «игру в бисер». А у наблюдающего ее зрителя, так же неизбежно, к финалу притупляется восторг относительно изящного текста, безукоризненной режиссуры и даже — виртуозной актерской игры.
В целом же БДТ на новосибирских гастролях вызвал глубокое уважение высочайшей планкой профессионализма труппы, своей серьезностью по отношению к миссии театра в нынешнем предельно конформном мире искусства. Он воочию показал нам, что русский психологический театр, безусловно, жив и жизнеспособен, хотя, несомненно, поиск отчасти потерянных путей к зрительским сердцам сегодня найти не так просто. При всей самоценности традиций, вероятно, необходимы новации. Какие? Театру решать самому.
Одним из приятных и не менее полезных моментов пребывания петербуржцев в нашем городе стала встреча в Новосибирском Доме актера с народным артистом России, председателем правления Санкт-Петербургской организации Союза театральных деятелей России, первым заместителем Александра Калягина в Российском СТД Андреем Толубеевым. Местная театральная общественность во главе с председателем правления Новосибирской организации СТД Валерием Егудиным попросила Андрея Юрьевича рассказать о состоянии дел в «театральных верхах» по подготовке грядущей театральной реформы. Разговор этот получился взаимоинтересным и откровенным, длился около полутора часов. И если минимизировать его итог до предела, то резюме Толубеева было таким: реформа, безусловно, нужна: «Я не стану говорить, будь она неладна! Будь она ладна! Но те, кто непосредственно ее разработкой занимается, в том числе и мы, руководство СТД, должны заладить ее так, чтобы в ней были учтены беды и чаяния всех работающих сегодня в театре».
Наши товарищи простят нам многое, но не замалчивания или игнорирования их интересов в процессе реформирования».