У каждого бюджета свои проблемы и перспективы
Как доложил в ходе заседания комитета начальник управления финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин, в 2006 году доходная часть бюджета на 30 процентов превышает этот же показатель 2005 года. Традиционно не в полной мере исполняются два налога — акцизы на алкогольную продукцию и транспортный налог. К примеру, недоимка по транспортному налогу с физических лиц составила 260 миллионов рублей, уже сегодня в суды по этому поводу подано порядка 60 тысяч исковых заявлений. По остальным налоговым сборам бюджетные назначения соответствуют плановым показателям.
В части расходов бюджета-2006 по первому полугодию дотации по межбюджетным трансфертам исполнены немногим более чем на 80 процентов от годовых назначений. В целом расходная часть бюджетной казны равна доходной ее части.
Внутренний долг области в текущем финансовом периоде сократился с 9 миллиардов 300 миллионов рублей на 1 января 2006 года до 8 миллиардов 651 миллиона рублей на 1 сентября 2006 года. Это результат погашения обязательств области по государственным гарантиям и урегулирования задолженности перед федеральным центром. Произошло сокращение расходов, связанных с обслуживанием внутреннего долга за счет снижения кредитной процентной ставки. В результате области удалось сэкономить 100 миллионов рублей, связанных с уплатой банковских расходов по внутреннему долгу.
И депутаты бюджетного комитета, и депутаты комитета по вопросам местного самоуправления и административно-территориального устройства Новосибирского облсовета, заслушавшие отчет об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2006 года днем раньше, задавали вопросы о неравномерности финансирования отраслей хозяйства, целевых программ области и районных бюджетов. По словам Леонида Горнина, дифференцированный подход к финансированию территорий во многом связан с индексацией фонда оплаты труда. Большие суммы выделены некоторым районам в качестве опережающего финансирования для подготовки к зиме, новому учебному году и к осенней уборке урожая. В дальнейшем ситуация выровняется. Финансовое, а также программное обеспечение некоторых сфер также связано с сезонностью проведения необходимых работ — в первую очередь обеспечивается то, что актуально здесь и сейчас — «детские» программы, мероприятия, важные для сельхозпроизводителей. В целом низкая исполняемость целевых бюджетных программ (в этом году она достигает пока только 20 процентов) связана с низкими фактическими доходами облбюджета.
Невысока собираемость дебиторской задолженности с сельхозтоваропроизводителей области. При этом только 30 процентов должников — стабильно работающие хозяйства, а из оставшейся части 60 — 70 процентов хозяйств, как отметил заместитель губернатора области Василий Юрченко, совершенно безнадежны. Возвраты по этим долгам можно было бы использовать в качестве доходного источника на покрытие многих социальных нужд. По мнению депутата Анатолия Степанова, в этом плане область работает с сельхозтоваропроизводителями по принципу «в больнице не лечат больного, так как он не может дойти до кабинета врача».
Сельскохозяйственники поставлены сегодня в зависимость по возврату этих долгов, которая порождает порочный круг. «В областном бюджете нехватка средств, потому что вы сами их не возвращаете», — говорит Анатолий Антонович. — Думаю, на реально работающие хозяйства должна быть направлена поддержка, и это нам нужно учесть в областном законе о сельском хозяйстве».
Депутат Виктор Старков поддержал мысль о необходимости разорвать «порочный круг» неконструктивной взаимозависимости посредством списания долгов сельскохозяйственников: «Село и так висит на ниточке — еще чуть-чуть дернуть, и оно упадет. Сельскохозяйственники урожай убрать не могут, а с них еще и долги требуют», — отметил он.
Точку в разговоре поставил Леонид Горнин: списать долги сельхозтоваропроизводителей нельзя, так как это — государственный долг, реальные деньги, которые область так или иначе должна оторвать от собственного годового бюджета и вернуть на федеральный уровень. В этом году за сельскохозяйственников было отдано 290 миллионов рублей.
Планирующийся бюджет следующего, 2007 года, закон о котором сегодня только готовится к первым сессионным обсуждениям, обещает увеличение доходной части на 18,7 процента. Исключены расходы из местных бюджетов на финансирование некоторых общеобразовательных программ — теперь это обеспечение областного уровня. В 2007 году предусмотрено повышение зарплат работникам бюджетной сферы, работникам противопожарных служб, стипендий студентам, а также увеличение расходов по некоторым другим статьям. Одно из наиболее заметных увеличений — на 56 процентов — ожидает расходы на обеспечение национальной безопасности. Среди самых низких показателей роста — увеличение объемов финансирования культуры на 2 процента.