Живое, не музейное искусство
Почти день в день — 30 августа (по старому стилю), 250 лет назад, был подписан императорский указ об учреждении первого российского театра. Этой дате, которую многие и многие новосибирцы воспринимают почти как собственный день рождения, сегодня посвящен праздник в театре «Глобус». А завтра вечером свой 62-й творческий сезон открывает Новосибирский академический театр оперы и балета. По традиции — премьерой. И это тоже, безусловно, праздник — праздник вечно живого искусства...
Музыкальный руководитель и дирижер постановки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» — главный дирижер НГАТОиБ Теодор Курентзис считает, что она должна стать историческим моментом как в жизни российского музыкального театра, так и Новосибирска. Поскольку в эту работу вложены большая любовь, большие надежды, большой труд постановочной группы, а главное — музыка Моцарта будет звучать таким образом, что слушатели должны понять: это музыка XVIII, а не XIX или XX века.
У режиссера Татьяны Гюрбака из Германии в эту музыкальную концепцию вписывается собственная авторская мысль. В частности, на встрече с журналистами она сказала: «Многие компоненты в «Фигаро» не имеют привязки ко времени. В этом произведении отражено все общество. Наша постановка — очень политическая: она отражает политическую обстановку. Ведь в малых — межличностных — отношениях можно отразить весь мир». На вопрос, какие приметы сегодняшнего дня мы увидим на сцене, отвечала уже художница Ингрид Эрб (Швейцария): «Мы постарались, чтобы оформление сцены, реквизит и прочее были вне времени и одновременно со временем сопрягались».
В общем, эти объяснения больше заинтриговали, нежели что-то объяснили. Чего, чувствовалось, и хотела постановочная группа. Чувствовалось также, что премьерный спектакль будет спорным и ярым приверженцам традиций принесет некие особые эмоции.
Говоря о следующей оперной постановке сезона — на 31 октября и 1 ноября запланирована премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», — Теодор Курентзис подтвердил нацеленность театра на «не музейное» творчество: «Мы хотим, чтобы публика, слушая музыку Шостаковича, думала о Малере и Бетховене, а не вспоминала о Сталине и прочих политических делах. Шостакович — великий композитор, универсальный композитор, в его полифонии — не Сталин или Берия, а Рильке и Аполлинер. Что плохого по отношению к музыке сделала идеология? Она убила в ней метафизику. «Леди Макбет Мценского уезда» — одна из лучших европейских опер. И мы должны ее отреставрировать. Постараться забыть то, как ее ставили прежде. А это трудная работа: забывать труднее, чем вспоминать». (Поставят спектакль польский режиссер Генрих Барановский, известный новосибирцам по постановке в НГАТОиБ оперы Шнитке «Жизнь с идиотом», и польский художник Павел Добжицкий.)
На февраль будущего года запланирована российская премьера оперы чешского классика Леоша Яначека «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского). В качестве постановщика спектакля приглашен известный новосибирцам по встречам на фестивале «Театр + ТВ» режиссер и музыкальный деятель из Чехии Томаш Шимерда. Дирижер-постановщик оперы — Франтишек Прейслер (Чешская республика). Сценография главного художника НГАТОиБ Игоря Гриневича.
Одной из четырех оперных премьер сезона (под занавес его) станет созданное в 2005 году произведение современного российского композитора Владимира Дашкевича по гоголевскому «Ревизору». Первую постановку его осуществит именно в Новосибирске известный московский режиссер, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин.
Что касается балетных премьер, то в прошлом сезоне их было три: «Русские сезоны» на музыку Стравинского в постановке Аллы Сигаловой, «Come in!» Мартынова и «Золушка» Прокофьева, поставленные Кириллом Симоновым.
И ни одну из них, что называется, нельзя назвать «проходной»: «Золушка», а также «Русские сезоны» плюс «Come in!» и «Пульчинелла» (как «Вечер одноактных балетов») представлены театром на соискание премии «Золотая маска». (Нынче в планах — «Баядерка» Минкуса в хореографии Петипа.)
Еще новость, для всего театра очень значимая, — артистическим директором балета в новом сезоне станет Игорь Зеленский — солист Мариинского театра и всемирно известный танцовщик, работавший в «Ла Скала», The Royal Ballet и Bayerische Staatsoper.
2 октября в Новосибирском театре оперы и балета состоится его творческий вечер, где Зеленский станцует (при участии прима-балерины Берлинской Штаатсопер Полины Семионовой и солистов НГАТОиБ) в одноактных балетах: «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского (хореография Джорджа Баланчина), «Кончерто гроссо» Генделя (хореография Аллы Сигаловой) и «Шехеразада» Римского-Корсакова (хореография Михаила Фокина).
Из новостей, что называется, «статусных»: Теодор Курентзис по опросу ведущих российских критиков газетой «Культура» признан «Персоной года» (в балете эту номинацию получила Майя Плисецкая). А также: с 15 по 23 октября в столице при поддержке Администрации Президента РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии и правительства Москвы будет проходить фестиваль современного искусства «Территория», одним из организаторов которого является главный дирижер НГАТОиБ. В фестивале, где, по словам директора театра Бориса Мездрича, будут представлены не только музыкальные, но и самые различные жанры и виды искусства, самые разные имена, примут участие (наряду, к примеру, с Венским оркестром) камерный хор и оркестр нашего театра. В Концертном зале имени Чайковского они под управлением Курентзиса исполнят «Песнь о земле» Малера и произведения современных композиторов.
Также в планах оперного — гастроли в Китай и два гастрольных тура в Италию.
Получив грант Федерального агентства по культуре и кинематографии на гастроли по Сибири, театр с оперными и балетными спектаклями выедет в конце ноября на неделю в Кемерово.
В свою очередь наш обновленный театр и его оснащенная по последнему слову техники сцена привлекают именитых гостей. Так, с 10 ноября по 26 ноября на сцене НГАТОиБ пройдут гастроли Большого театра. В афише москвичей три балетных названия — «Легенда о любви», «Спящая красавица», «Светлый ручей» и две оперы, две самые свежие премьеры. Это «Евгений Онегин» Чайковского (в постановке Дмитрия Чернякова, режиссера получившей «Золотую маску» новосибирской «Аиды») и «Огненный ангел» Прокофьева. Кроме того, в рамках этих гастролей новосибирцы смогут побывать на концерте хора Большого театра.
Надо сказать, что оперные спектакли Большой театр привозит в Новосибирск впервые, а балет и оркестр приезжали к нам ровно четверть века назад.
Как заметил Борис Мездрич, в связи с завершением реконструкции нашего театра и закрытием основной сцены Большого, а также предполагаемым закрытием на реконструкцию Мариинского «и спектакли, и солисты оттуда на гастроли к нам потянутся». Что, добавим мы, будет способствовать расширению художественного кругозора новосибирцев. Хотя и наш родной оперный в ближайшие годы, судя по всему, представит нам себя во всем многообразии и обилии. Как сказал Теодор Курентзис: «Мы будем стремиться в работе к такому качеству, чтобы зритель не жалел, что он живет именно в Новосибирске, а не в Москве или Санкт-Петербурге».
На снимке Евгения ИВАНОВА сцена из балета «Золушка».