USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Чтобы цены на бензин не росли

Марианна ДАНИЛОВА.



Проблемой номер один называют сегодня рост цен на бензин и руководители соседних регионов, ведь выросшие за последнее время на 18 — 20 процентов цены могут привести к непредсказуемым последствиям во время урожайной кампании. Опыт наших красноярских соседей показал: договориться о сдерживании цен можно. На совещании, проведенном в конце августа в Красноярске, представители городской и краевой администраций этого региона, руководители крупных фирм-поставщиков бензина, дизельного топлива и владельцы автозаправочных станций приняли решение снизить и установить цену на бензин самой распространенной марки АИ-92. В прошлом году в ответ на обращение губернатора Кемеровской области Амана Тулеева об остановке роста цен на ГСМ при содействии Председателя Правительства Михаила Фрадкова, Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, глав Министерства экономического развития и торговли Германа Грефа и Министерства промышленности и энергетики Виктора Христенко Правительству РФ удалось достичь соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями о введении моратория на повышение стоимости топлива на автозаправочных станциях до конца 2005 года. За это топливники получили послабление в виде дифференциации налогов на добычу природных ископаемых.

По словам руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергея Николаевича Семки, Министерством экономического развития РФ подготовлен, но пока не передан в Госдуму РФ пакет документов, регулирующих отношения в этой сфере.

«Обращение, подготовленное депутатами Новосибирского горсовета, очень своевременно. Если раньше мы говорили, что у нас в городе и области одни из самых высоких цен на бензин и ГСМ в Сибирском федеральном округе, то в настоящее время эта проблема актуальна для многих российских регионов — цены практически везде, кроме Кемеровской области, сравнялись. Сегодня необходимо регулировать рынок ГСМ — без этого невозможно многое, в том числе прогнозировать инфляцию», — говорит Сергей Семка.

В последнее время при общей средней рентабельности в этом бизнесе 20 — 30 процентов на долю АЗС приходится лишь порядка 5 — 7 процентов окупаемости. К сожалению, начиная с 1994 года, когда возникло соглашение о свободном формировании цены на ГСМ, этот вид бизнеса не регулируется. Все попытки, предпринятые в свое время администрацией Новосибирской области по урегулированию цен, делались через компанию «Новосибирскнефтепродукт» — только так пока наиболее эффективно областной власти удается удерживать стоимость топлива. При этом, конечно, задействуются немного не рыночные механизмы, зато они помогают сдерживать стоимостные скачки, отражающиеся на экономике региона.

По мнению депутата горсовета Рената Сулейманова, необходимо задействовать все возможные рычаги воздействия на топливные компании для сдерживания цен.

«Механизмы — формальные они или не очень — в любом случае существуют. К примеру, в Кемерово же ведущие компании держат сравнительно невысокие цены, частники ничего не меняют. Это говорит о том, что совершенно понятные административные рычаги воздействия (экономические, налоговые) для «приведения в чувство» бизнесменов существуют», — уверен Ренат Исмайлович.

Однако, по словам Сергея Семки, налоговых рычагов как раз практически нет.

«Единственный из них — акцизный, но он добровольный. Со следующего года акциз будет выплачиваться централизованно нефтеперерабатывающими заводами. Все остальные возможные меры воздействия в нашем регионе применялись и давали временные, но ощутимые падения цен. Сегодня при 5 — 7 процентах уровня рентабельности эти меры воздействия применять бесполезно», — поясняет Сергей Николаевич.

С актуальностью обращения депутатов согласился и глава местного самоуправления Новосибирска Владимир Городецкий. Государственное регулирование монопольного топливного производства должно быть, уверен мэр. Хорошо, что с подобным обращением выступает депутатский корпус Новосибирска, так как только муниципалитету с этой задачей справиться сложно, считает Владимир Филиппович. Сложно, но тем не менее необходимо, ведь повышение цен на бензин приходится компенсировать, в том числе увеличением стоимости проезда на пассажирском транспорте для новосибирцев.

Также депутаты горсовета решили обратиться в областной Совет с просьбой о поддержке их обращения в федеральный центр РФ. В целом городские власти не намерены ставить бизнесменам ультиматумов, главная их задача — найти обоюдовыгодные точки соприкосновения.