USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Новосибирская филармония: «Всего лишь 70!»

Татьяна ШИПИЛОВА.



И это не фигура речи: помимо мастерства и артистизма, по определению присущих ее многочисленным коллективам, изобретательность, фантазия, буквально творческий полет — это фирменный стиль тех организационных форм, в которых филармония общается с публикой. Здесь — сверхкреативное, как принято сейчас говорить, художественное руководство и современный, признанный на общероссийском уровне эффективный менеджмент. Поэтому стартовый день филармонического года будет проходить под более чем не помпезным и вроде как совсем не юбилейным девизом — «Всего лишь 70!»

Один из признаков молодости — желание и возможность расти не только вглубь, но и вширь. В предстоящем сезоне филармония и так органично разросшаяся на два зала — большой на Спартака и камерный — в Доме Ленина плюс традиционные «дубли» основных и лучших программ в Доме ученых СО РАН — намерена освоить еще несколько площадок. Это ДК «Энергия» в Заельцовском районе, ДК «Юность» — в Советском (в том числе и на период реконструкции Дома ученых), а также (в этом же районе) зал клуба «Звезда», где основной публикой станут курсанты военно-командного института Министерства обороны РФ.

Как обозначил этот процесс художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский: «Нам предстоит начать эту работу, найти там соответствующую публику и сделать наше пребывание на этих площадках привычным для новосибирцев».

Своим давним поклонникам, тем, кто уже не представляет свою жизнь без музыки — а это самый широкий круг горожан и по возрасту, и по социальному статусу, — филармония адресует нынче свои традиционные и новые фестивальные проекты. Так, двумя заметными программами будет продолжен объявленный в прошлом сезоне и открытый в январе 2006-го Год Моцарта. В декабре, в дни, когда отмечается дата смерти композитора, новосибирцы услышат написанный им «Реквием». А в конце месяца увидят заключительную программу под названием «Да здравствует Моцарт!», в которой примут участие практически все филармонические коллективы. По словам Калужского, это попытка представить композитора «не в энциклопедически-академическом, но живом ключе». То есть в этой программе музыка будет исполняться не только «в чистом виде, как написано», но будут представлены различные транскрипции моцартовских произведений — джазовые, популярные и т. д. Потому что Моцарт — это композитор сего дня, можно сказать, фольклорный, и звучит он везде — даже в сфере мобильной связи. К нему прикасаются музыканты самых разных направлений. Подчеркнуть это и намерены создатели программы.

— Ведь это великое дело, — заметил Владимир Михайлович, — когда композитор, спустя 250 лет после своего рождения, существует таким образом. Помните, у Пушкина: Моцарт не соглашается с Сальери, возмущенным тем, что слепой скрипач плохо и в обработке играет мелодию Моцарта? Для Моцарта (по Пушкину) это лишь факт признания и распространенности его музыки. Именно это и хотим мы еще раз подчеркнуть в заключительной моцартовской программе.

Но прежде, а именно 26 сентября, филармонией запланировано открытие фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Композитора совершенно иной эпохи, нашего современника, чей тип творчества тесно связан с реалиями нашего времени и нашей страны. Кстати, к этой дате на здании ДК Октябрьской революции предполагается открыть мемориальную доску, где будет отмечена деятельность Ленинградской филармонии в Новосибирске в годы войны. На ней будут упомянуты три имени. Дмитрия Шостаковича, который приезжал в наш город и побывал, в частности, в этом здании — бывшем клубе имени Сталина на исполнении своей Седьмой симфонии. Второе имя — Евгения Мравинского — великого дирижера, почти полвека простоявшего за пультом Ленинградского симфонического оркестра. Также здесь будет увековечено имя более других связанного судьбой с Новосибирском и даже похороненного здесь Ивана Соллертинского — художественного руководителя Ленинградской филармонии, ученого, просветителя, ближайшего соратника и Шостаковича, и Мравинского.

Фестиваль Шостаковича откроется концертом квартета «Filarmonica». Затем к нему подключатся симфонический и камерный оркестры, и в октябре этот фестиваль, что называется, плавно перейдет в традиционную «Покровскую осень». А она в свою очередь будет посвящена 100-летию Шостаковича и 150-летию Танеева и завершится 20 октября исполнением Тринадцатой симфонии Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко. Это станет (спустя долгие годы) вторым исполнением в Новосибирске легендарного произведения. С огромным общественным резонансом она исполнялась у нас во второй половине 60-х солистом, хором и оркестром под управлением Арнольда Михайловича Каца.

У руководства филармонии есть намерение пригласить на этот концерт Евгения Евтушенко. Музыканты до сих пор помнят, как поэт, когда ему в 1966 году представили Каца — дирижера, который собирался исполнить Тринадцатую в Новосибирске, задал понятный по тем временам политизированный вопрос: «А что, симфонию уже сослали в Сибирь?»

Это не обозначено в планах как фестиваль, но в нынешнем сезоне должна пройти и серия концертов, посвященная 70-летию филармонии. В их числе программы, хорошо знакомые публике, так сказать, любимые с первой встречи и популярные в обозримом будущем. К примеру, программа «Поезд на Чаттанугу», в основе которой нестареющая музыка из репертуара оркестра Глена Миллера, родилась в результате творческого содружества биг-бэнда Владимира Толкачева, ансамбля Павла Шаромова и музыковеда Владимира Калужского. В январе 2007-го «Поезд на Чаттанугу» отправится в путь со сцены филармонии в 13-й раз!

«Под сенью» общего 70-летия отметят свои юбилеи два филармонических коллектива. 80-летие — Русский академический оркестр под управлением Владимира Гусева и 15-летие — ансамбль ранней музыки «Insula Magica» Аркадия Бурханова.

Русский академический оркестр народных инструментов (прежде ГТРК «Новосибирск» и вот уже второй сезон — филармонический коллектив) — старейший художественный коллектив нашего города. Как заметил Владимир Калужский, его рождение «адресует нас в те времена, когда Новосибирск из скромного уездного города в одночасье превратился в столицу фантастического по размерам Сибирского края, раскинувшегося от Тюмени до Дальнего Востока». Одним из знаков обретенной столичности стала для Новосибирска организация здесь мощного радиовещания (радиостанция находилась в Доме Ленина). Новое радио, работавшее на длинных волнах, сформировало и объединило вокруг себя различные художественные коллективы, которые выступали в прямом эфире. Выступления эти имели огромный резонанс и успех у слушателей. Это была эпоха радио. И сегодня оркестр русских народных инструментов под управлением Владимира Гусева — одновременно живой, полный творческих сил коллектив и, что называется, живой памятник той эпохи.

Для участия в юбилейных концертах оркестра приглашены музыканты из разных городов страны. К примеру, в начале октября с большой песенной программой выступит Иосиф Кобзон. У ансамбля «Insula Magica» (как известно, коллектива совершенно иного, если не сказать противоположного направления) в таком же юбилейном цикле концертов будут участвовать зарубежные музыканты — из Швеции, Польши, Германии и других стран.

Планы филармонии на весь сезон даже бегло перечислить очень сложно: их много, все они непременно содержат какую-нибудь изюминку. Скажем только, что выросло количество абонементов — их сегодня около 30. К удовольствию поклонников блестящего популяризатора музыки авторскую абонементную программу «Тайна музыкальных прощаний» заявил Владимир Калужский. В четырех концертах прозвучат: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Иоганна Себастьяна Баха, Прощальная симфония Гайдна, 26-я, тоже Прощальная, соната Бетховена и вокальный цикл Глинки «Прощание с Петербургом». Кому эти произведения посвящены, в чем тайна, а точнее, история каждого из этих расставаний, и расскажет слушателям известный музыковед.

Из ближайших филармонических событий (спешим уведомить наших
читателей!):

12 сентября в ДК «Юность» пройдет презентация компакт-диска вокального ансамбля Павла Шаромова «Uma familia» («Одна семья»), где любимые новосибирцами музыканты представят публике классические образцы популярной англосаксонской, латиноамериканской, итальянской джазовой музыки.

Фотографии статьи
176-34.jpg
176-33.jpg