«...Плюс компьютеризация всей страны»
— Понятно, что, не обладая полной и достоверной информацией, эффективно управлять страной, областью или даже маленьким муниципалитетом не получится. Так что специалисты, занимающиеся сбором и анализом этой информации, существовали всегда, и всегда этим занимались наиболее толковые, грамотные управленцы.
Единственное, что меняется, — это источники получения и передачи этой самой информации. Мы живем в ХХ1 веке, так что постепенно во все сферы жизни входят компьютеры, интернет. Скажем, уже сейчас для обмена данными между областной и районными администрациями существует специальная информационная сеть. В этом году в первом чтении принят соответствующий областной закон, который предполагает разработку целевых программ по дальнейшей компьютеризации управленческой деятельности. И от имени комитета по местному самоуправлению мы намерены выступить с предложением о, так скажем, углублении информационной сети. То есть система обмена информацией должна быть не только на уровне «район — область», но и на уровне «муниципальные образования — район».
— Для чего это нужно?
— Прежде всего — для получения более полной и своевременной информации, например, по объектам налогообложения. Ведь сколько бюджет теряет только потому, что тот или иной объект не зарегистрирован в соответствующем реестре, сколько управленческих решений оказываются ошибочными из-за недостатка или несвоевременного получения нужной информации... К тому же сейчас, после принятия 131-го закона, муниципальные образования действуют в новых условиях — когда нужно самим распоряжаться бюджетом, самим создавать местные законы. Поэтому им сейчас необходимо получать оперативную информационную и правовую поддержку от области. В первую очередь — иметь доступ ко всем законодательным актам, статистической информации.
— Помимо обеспечения доступа к информации, у этой системы есть, скажем так, более наглядные показатели эффективности? Например, увеличение доходной части бюджета?
— Да, в том числе. Понятно, что это должна быть не информатизация ради информатизации. Должен быть виден эффект — в экономической, социальной сфере, в том, что касается законотворческой деятельности. Мы вовсе не хотим подарить области этакую дорогую игрушку. Система эта должна окупать все затраты и пользу приносить.
— Но затраты ведь действительно понадобятся немалые. Насколько я понимаю, нужно будет обучить людей на местах, закупить технику, может быть, даже расширить штат за счет специалистов по информационным технологиям...
— Ну, компьютеризация ведь не вчера началась, так что с нуля начинать ничего не придется. Какая-то часть муниципальных образований уже оснащена необходимой техникой. А что касается штата, то при грамотно построенной системе он, наоборот, должен сократиться — ведь обмен информацией по сети избавляет от трудоемкой бумажной работы. А углубленного знания техники при этом не требуется. Пользоваться электронной почтой, поисковыми системами, базами данных не так уж и сложно. Сейчас это любой школьник умеет. Так что, я еще раз повторю, если бы эта система сулила только лишние затраты — мы бы о ней не говорили. Но она действительно необходима! Управленцы в своей работе должны использовать все новейшие технологии, идти в ногу со временем.
— Сколько же времени и средств понадобится для налаживания работы такой вот единой информационной сети?
— Тут все зависит от того, сколько на это выделит областная администрация. Потому что у муниципальных образований на это, понятное дело, средств не хватит. Для сравнения: в Кемеровской области аналогичная целевая программа рассчитана на три года и финансируется в размере 100 миллионов рублей. Ну, у них, конечно, специфика несколько другая — и по части доходов, и сами муниципальные образования там крупнее. У нас их почти 500. Так что, прежде чем приступать к внедрению такой системы, стоит ее опробовать. Внедрить, скажем, на год в двух-трех районах и посмотреть, какой из этого выйдет толк. Если докажем, что это приносит свои плоды, то в будущем постараемся охватить единой сетью все районы и все муниципальные образования. Их руководители в принципе с одобрением относятся к этой идее.
— Каковы их ожидания на этот счет? То есть как введение такой системы повлияет на повседневную работу сотрудников администрации?
— Не так давно я был на встрече с японцами — делегацией из Саппоро, нашего города-побратима. Во время разговора у одного из гостей периодически часы пищали. Оказалось, ему электронная почта приходит прямо в часы. Вот и сравним это с тем, как работают у нас некоторые поселковые администрации, в которых иногда и факс считается чудом техники. Так что нужно подтягиваться до мирового уровня. Должно быть так: включил компьютер, ввел необходимую информацию — например, финансовый отчет — по готовому шаблону, отправил по «электронке» — и через несколько секунд она уже у адресата. Экономится и время, и деньги — на бумагу, на распечатку, на почтовые услуги...
— А как же подписи, печати?
— Не на всяком документе они и требуются. К тому же существует такое понятие, как электронная подпись, которая имеет ту же юридическую силу, что и «бумажная». Кстати говоря, в работе областного Совета эта схема уже довольно широко используется. Часть решений, направляемых в федеральный центр, идет именно через интернет, особенно те, что требуют оперативного рассмотрения, согласования. А раньше приходилось возиться со всеми этими подписями и «синими» печатями, дожидаться, пока почта дойдет туда, обратно... В общем, разница чувствуется сразу. Стоит только попробовать.
Что ж, вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что новые технологии значительно облегчают жизнь, в том числе и управленца. Но дело не только в этом. Сегодня информационная система ориентирована на взаимодействие городов и райцентров, а проблемы властных структур малых образований оказываются в стороне. Возможно, создание всеобъемлющей информационной сети поможет избавиться от этого перекоса.
На снимке: В. А. Агеенко.
АКТУАЛЬНО


