Законодательные инициативы — на общее благо
Были, конечно, и исключения, вызвавшие прения, — от вопросов, актуальность, а порой и болезненность которых диктуется современной ситуацией, никуда не деться.
Приватизация ряда муниципальных торговых предприятий Новосибирска уже давно вызывает негативную реакцию у привыкших к ним горожан и представителей трудовых коллективов. Новосибирцы боятся, что с исчезновением таких «давних знакомых», как муниципальные хлебные магазины «Урожай», «Сибирский каравай», продуктовые магазины «Ветеран» и многие другие, они будут ущемлены в представленных этими предприятиями видах продукции на своих территориях, а льготники лишатся предоставляемых скидок. Работники магазинов не уверены, что после расформирования родных коллективов смогут найти достойную работу с соответствующим соцпакетом.
Данная тема не теряет остроты — на 17-й сессии горсовета депутаты высказались в защиту новосибирских муниципальных магазинов, предлагающих детские товары. По словам депутата Андрея Гудовского, многие «детские» магазины сегодня сдаются в аренду без сохранения профиля, а если одежде, канцтоварам, игрушкам для ребятишек и остается место, новые владельцы держат далеко «не детские» цены.
Однако, как бы ни ратовала представительная власть за сохранение этих организаций в прежнем виде, приватизация муниципального имущества — мера вынужденная, исполняемая в силу федерального закона, который гласит: все муниципальное имущество должно быть приватизировано. Депутаты горсовета смогут лишь смягчить процесс постепенным распределением предприятий, подлежащих приватизации, по годам — для этого на сессиях постоянно отрабатывается поэтапный прогнозный план приватизации. Председатель комиссии горсовета по муниципальной собственности Александр Люлько сделал акцент на необходимости убеждать предпринимателей в том, что социально значимые объекты, предлагающие детские товары, продукты питания, не должны быть безвозвратно потеряны для города. Но есть и аргументы против сохранения муниципальных магазинов, к примеру, их убыточность. По словам заместителя председателя Новосибирского горсовета Дмитрия Асанцева, единственным из этих предприятий, приносящим городской казне хотя бы минимальную прибыль, на сегодня остается магазин «Ветеран» Первомайского района.
С первых дней работы после каникул депутаты горсовета активизировали свою деятельность в направлении законодательных инициатив, адресованных коллегам из областного Совета. Свои поправки городские депутаты внесли в законопроекты Новосибирской области «О выборах глав муниципальных образований», «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О местном референдуме», «О предельных нормативах размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих органов местного самоуправления», «О внесении изменений в статью 20 Закона Новосибирской области «О муниципальной службе», «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке организации и деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Бурное обсуждение вызвала законодательная инициатива, касающаяся нашумевшего законопроекта «Об общественной палате Новосибирской области», принятого на сессии облсовета в первом чтении и отправленного на доработку во втором круге обсуждений. В своем обращении городской Совет выступает против принятия закона и вообще создания такой структуры на региональном уровне. Однако мнения участников органа представительной власти Новосибирска по данному вопросу разделились.
«Общественная палата — никчемный орган, к тому же требующий дополнительных бюджетных затрат», — уверен депутат Вячеслав Илюхин.
«Закон об Общественной палате в его сегодняшнем виде крайне сырой, он требует кардинальной доработки. Чтобы его дополнить, необходимо изложить позицию горсовета», — считает депутат Ренат Сулейманов.
«Чтобы четко определить свою позицию, нужно знать историю вопроса. После того как было запрещено финансировать общественные организации, наша страна получила много критики со стороны Запада, поэтому и было принято решение о создании Общественных палат, — оппонирует депутат Эдуард Кожемякин. — Отказ в принятии этой формы работы с населением будет означать, что мы боимся выражения общественного мнения. Думаю, палата будет нести хорошую контролирующую функцию в отношении законодательного процесса».
Главное, решили депутаты, чтобы, как высказался депутат Андрей Андрейченко, «Общественная палата не стала «манипулятором» в чьих-то руках». После этого документ с несколько смягченными формулировками обращения все же был принят.
Еще одной актуальной темой для обсуждения стали предложенные городскими депутатами поправки к областному Закону «О региональных нормативах оплаты жилья и коммунальных услуг». Суть предполагаемых поправок в том, чтобы установить стандарт нормативной площади жилого помещения (социальную норму площади жилья) в самом законе, а не определять этот показатель ежегодно. В поправке применяются размеры региональных стандартов, указанные в областном Законе «О региональном стандарте нормативной площади жилого помещения в Новосибирской области» с тем изменением, что все стандарты рассчитаны на одного члена семьи. Соответственно: 18 квадратных метров на человека — на семью из трех человек и более, 21 квадратный метр на человека — на семью из двух человек и 33 квадратных метра на одиноко проживающего человека.
В постановлении Правительства РФ, утверждающем соответствующие федеральные стандарты, не предусматривается ежегодного установления размера федерального стандарта социальной нормы площади жилья. В связи с этим, считают депутаты, нецелесообразно закреплять на уровне субъекта необходимость установления данного стандарта при формировании областного бюджета на очередной год. Закрепление стандарта в законе позволит установить минимальный уровень площади жилого помещения и тем самым защитить жителей города от возможного снижения данного стандарта и, соответственно, — от уменьшения субсидий и снижения уровня социальной защищенности.
«Действующие нормативы нужно закрепить в законе, а не давать на откуп при формировании годового бюджета. При этом мы всегда сможем обратиться с законодательной инициативой и изменить их в большую сторону. Сейчас нам важно защитить наших граждан от возможного ежегодного снижения нормативов», — считает председатель комиссии горсовета по городскому хозяйству Эдуард Кожемякин.
Кроме того, депутаты рассмотрели еще ряд вопросов, важных для эффективной жизнедеятельности города. В рамках обсуждения дополнительных вопросов орган представительной власти Новосибирска принял обращение к депутатам Госдумы РФ и к предпринимателям, работающим на новосибирском рынке горюче-смазочных материалов, направленное на урегулирование цен на бензин. Сразу в двух чтениях были приняты изменения в Положении «О целевом финансировании социально значимых проектов общественных объединений, некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления (о муниципальных грантах)» и другие документы.
На снимках: мэр Новосибирска Владимир Городецкий, председатель горсовета Надежда Болтенко, заместитель председателя горсовета Дмитрий Асанцев. Надежда Николаевна открывает новый рабочий сезон; идет обсуждение.