Миллион рабочих для России
Ее активно эксплуатируют шовинистические организации, пытающиеся сделать на теме гастарбайтеров политический капитал. Здесь стоит вспомнить призывы нацпатриотов с призывом «очистить Москву».
Однако в реальности экономическое развитие России без привлечения рабочих рук извне невозможно.
Проблема не в том, что граждане Узбекистана, Молдавии, Украины и других стран СНГ едут в Россию на заработки. Проблема в том, что делается это нелегально. Как сообщил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, ежегодный приток трудовых мигрантов в Россию превышает 20 млн человек, 10 млн из них работают в стране нелегально. По расчетам ФМС, ущерб от трудовой деятельности нелегалов составляет 200 млрд рублей.
В России проживают от 10 до 15 млн иностранцев, не прошедших процедуру регистрации. По официальной статистике, регистрацию на временное пребывание получили только 700 тысяч человек. То есть, с одной стороны, применение труда незаконных мигрантов снижает приток денег в бюджет и позволяет компаниям уклоняться от уплаты налогов, с другой — сами мигранты оказываются вне правового поля, в России они фактически бесправны.
Новые законопроекты преследуют две цели. Во-первых, они должны облегчить возможности легального трудоустройства мигрантов, во-вторых, облегчить саму процедуру их регистрации в России.
Новый закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», подготовленный представителями фракции «Единая Россия» в Госдуме, вводит уведомительный порядок регистрации прибывших в Россию иностранцев вместо действующего сейчас разрешительного. Разрешительный порядок остается лишь в закрытых административно-территориальных объединениях, пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия и зоне проведения контртеррористической операции. По мнению заместителя председателя Комитета по безопасности Валентина Бобырева, документ «направлен на обеспечение миграционной привлекательности России и формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства».
Валентин Бобырев считает, что новый законопроект «позволит нашему государству более эффективно управлять миграционными процессами, сократить нелегальную миграцию». При этом он отметил, что нововведения касаются прежде всего выходцев из тех стран, с которыми у России нет визового режима, то есть государств СНГ, за исключением Грузии и Туркмении.
Нововведения также упрощают получение статуса временно проживающих в РФ. Сейчас на временное пребывание в России отводится 3 месяца. Теперь этот срок будет продлен до 6-ти месяцев, по истечении которых иностранец вправе, не выезжая из России, подать заявление на новое разрешение временного проживания.
Второй документ — поправки в Закон «О правовом положении иностранных граждан в России» — разрабатывала группа депутатов из разных фракций. Законопроект упрощает процедуру трудоустройства для людей, приехавших в Россию в рамках безвизового режима.
Для них, в частности, предусматривается возможность самостоятельного получения разрешений на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Кроме того, работодателям теперь не придется оформлять специальные документы для привлечения иностранных работников. Временное проживание этим гражданам разрешается вне зависимости от наличия региональных квот на привлечение иностранной рабочей силы.
Из закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ
«О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 15. Основание дли регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
2. Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией.
Из закона от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 13.1. Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
1. Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
2. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
9. Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации...
По инициативе Управления федеральной миграционной службы по НСО судами Новосибирской области в текущем году за нарушение режима пребывания и правил осуществления трудовой деятельности в РФ вынесено 156 постановлений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации, из них 80 — в принудительном порядке. За счет средств федерального бюджета выдворено 45 человек на общую сумму
313,5 тыс. рублей.
За 6 месяцев 2006 года проведено 55 проверок юридических и физических лиц, привлекающих 1240 иностранных работников. За нарушения действующего законодательства в адрес работодателей вынесено 28 предписаний. По различным причинам, в соответствии с требованиями федерального законодательства, за 1-е полугодие аннулировано 309 разрешений на работу иностранным
гражданам.
***
По мнению заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной думы Валентина
Бобырева, документ «направлен на обеспечение миграционной привлекательности России и формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства».
Валентин Бобырев считает, что новый законопроект «позволит нашему государству более эффективно управлять миграционными процессами, сократить нелегальную миграцию». При этом он отметил, что нововведения касаются прежде всего выходцев из тех стран, с которыми у России нет визового режима, то есть государств СНГ, за исключением Грузии и Туркмении.
***
В Новосибирске узбеки трудились на строительстве одного из новых корпусов клиники имени Мешалкина, в которой даже не подозревали, что используется рабский труд. Узбеки работали денно и нощно. На завтрак их кормили хлебом, на обед — лапшой, а вечером — рисом.
Мясо и другие необходимые продукты узбеки не видели около года. Все документы гастарбайтеров работодатели забрали сразу после приезда в Новосибирск и спрятали в сейф. Всех, кто пытался высказать хотя бы недовольство, нещадно били и запугивали оружием. Никаких денег не платили, а на ночь запирали в подвале строящегося здания на крепкий запор. Тем не менее несколько рабов умудрились сбежать и всеми правдами и неправдами добраться до дома. Но у нескольких это не получилось — их задержали на границе. Арестованные беглецы рассказали о своем бедственном положении в Новосибирске, после чего оперативники вышли на след рабовладельцев.