Когда ученику хорошо с учителем
Плывет же «лебедь» по цветочному морю. Тамара Ивановна как встала к рулю 26 лет назад, так сразу и превратила школьный двор в сплошную клумбу. Говорит, когда в доме хорошо цветам, хорошо и людям.
Накануне в Венгеровском управлении образования нам с восторгом рассказывали об этой школе. Она никогда не была средней: Зыково — небольшой поселок, соответственно, и школа ему полагалась небольшая. Но здесь всегда ключом бил какой-то тайный источник энергии, педагогического таланта. Маленькая школа не переставала удивлять качеством обучения.
Естественно, мир удивлять — такой цели не ставила, но когда люди, особенно посторонние, сопоставляли возможности поселка в сотню дворов и тот интеллектуальный багаж, которым запасаются школьники за восемь лет учебы, удивления не сдержать.
Как-то две зыковские девочки, Галя и Аня Казарины, пробились на передачу «Умники и умницы». Ведущий Юрий Вяземский тоже не смог удержаться от расспросов: «Как же вы, такие умницы, обходитесь без хорошей библиотеки, и вообще Зыково — это что, это где?» А девчонки с такой любовью стали рассказывать о родном березовом крае, цветущих лугах, своих замечательных учителях. Доброй библиотеки действительно нет, но знаниями с ними делятся педагоги и мама.
Кстати, эти девочки нынче закончили НГУ и поступили в аспирантуру. Одна готовится стать экономистом, вторая — журналистом. Школу, конечно, закончили медалистками.
Среди выпускников старшего поколения немало успешных специалистов, ученых, работников сельского хозяйства. И молодежь как магнитом тянет к глубоким знаниям. Сейчас в аспирантуре агроуниверситета учится Елена Носкова, в педуниверситете — Мария Козулькова, Наталья Степанова, Анна Писанова, в строительной академии — Ольга Шубина. Можно еще назвать с десяток студентов, и среди них не найдешь «сереньких» Это современные молодые люди, с которыми интересно общаться, они легко осваивают науки, смело строят свое профессиональное будущее.
А почему в основном выбирают профессию учителя? Ну, тут виноваты, думаю... сестры Хомутовы. В 1950 году старшая из них, Нина, поехала учиться в Куйбышевское педучилище. Так хотели родители, ведь учитель — самый уважаемый человек в селе, а чего другого можно желать своим детям! Нина Ивановна закончила училище, пединститут и стала преподавать в родной школе.
По этой же дорожке пошли Тамара (да, это теперешняя Тамара Ивановна Чернышенко) с Анной. Бог каждую из них наградил умом, талантом и благородной душой, с этими дарами они и пришли к детям.
В школе пропадали от темна и до темна, каждого ребенка вели за руку с первого класса по девятый, а в душе — и дальше, пока сердце бьется. И кем могли вырасти их дети, а точнее — дочери, потому что учительский талант у Хомутовых пошел по женской линии? И на кого старались походить ученики?
Заместителем у Тамары Ивановны работает ее племянница Татьяна Геннадьевна Иванова. У той тоже старшая дочь — педагог, работает в Новосибирске, а младший сын, третьеклассник Саша, подготовил к августовской педагогической конференции свою первую исследовательскую работу.
Как-то на берегу реки увидел старый кирпич, поинтересовался, откуда он здесь. Оказалось, когда-то на этом месте был настоящий кирпичный завод. Небольшой, конечно, с примитивным оборудованием, но кирпич выпускал знатный. Мальчик увлекся, стал расспрашивать дальше, а бабушка-учительница ему:
— Иди к людям, сам узнавай. Потом сверстникам расскажешь.
Теперь в школьном музее стоит макет сельского завода. Работу потом сопроводили лабораторными испытаниями: был открытый урок, на котором ученики проверяли прочность современного и старого кирпичей. Конечно, победил старый, уж его разбить никак не удалось.
Вот так же прочно скроена педагогическая система, принятая в этой школе. В основу ее положена простая истина: если ребенку хорошо с учителем, если он уверен, что в школе его видят, слышат, ценят, он без страха раскроет свои возможности. На все сто процентов, а может быть, и больше.
Эта «технология» не дает сбоя в течение нескольких десятилетий. Зыковские ученики отличаются оптимизмом, свободой в общении, в мышлении. Десятый и одиннадцатый классы они заканчивают в соседней, Туруновской школе, живут в интернате, и те педагоги не раз передавали зыковским свою благодарность: любой может и газету выпустить, и сценарий праздника написать, и исследовательскую работу подготовить.
Однако на календаре сейчас суровое время. Тяжелые времена переживает производственный сельхозкооператив «Зыково», и выживет он или совсем упадет, пока непонятно. В поселке много безработных, бедность практически в каждом доме.
Экономические проблемы вплотную подошли и к школьной калитке. Дверную ручку порой купить не на что. Если учитель проводит праздник, он сам и призы для детей покупает. Но до последнего года существовала угроза и пострашнее бедности. Выстроилась череда проблем, одна цепляется за другую и в результате ведут к краху.
Уже несколько лет в поселке нет детского сада, а молодым родителям не до развития своего ребенка, они в поисках хлеба насущного. И в первый класс, бывает, приходят совершенно «нулевые» дети. Педагог бьется с ними в течение года, отнимая время у других детей. За этим неизменно последует снижение уровня образования в начальной школе, а потом в основной, и в результате выпускники лишатся того интеллектуального капитала, с которым сейчас бесстрашно едут в любой вуз и поступают на бесплатное обучение. А учиться по коммерческой схеме они, конечно, не могут. И кому тогда нужна будет такая школа — ее и закрыть не жалко, а дальше «закроется» поселок.
— Расклад реальный, так вполне могло быть, но нам он совершенно не подходил. Да чтобы наше родное Зыково с карты стерли — не бывать этому.
И они пресекли эту черную цепь в самом ее начале. Создали интересную программу подготовки детей к школе, добились статуса областной экспериментальной площадки. Крутились как могли. В помещении бывшего магазина устроили дошколятам уютное гнездышко, старались вкусно их накормить. Занимались с детьми семь педагогов. Они выискивали дошкольную методическую литературу, создавали авторские программы, каждую субботу давали уроки — и все на общественных началах. Приходит и моя очередь удивляться зыковскому феномену. Спрашиваю директора, какое слово она знает, чтобы убедить людей так много и продуктивно работать. За спасибо.
— Да никого и убеждать не приходится. Половина коллектива — наши же выпускники, в поселке — вся их жизнь. А насчет большой работы... Время такое: чтобы выжить, надо много трудиться. Да и не обидно — для себя ведь.
Начальник управления образования Татьяна Сергеевна Крепкая рассказывала, как приехала к малышам на первое занятие. Поздравила, пожелала успехов, но в душе у нее осталась большая тревога. Опытный глаз сразу выхватил сложных детей, с явным отставанием в развитии. Чтобы их превратить в полноценных учеников, пробудить интерес к знаниям — это сколько сил надо приложить!
Но сил у зыковских учителей, похоже, немерено.
Начинали с малого — с навыков общения. Учили обращаться друг к другу по имени, а не «Эй!». Учили мыть руки, сидеть за столом, даже играть учили. Основные заботы легли на плечи учительницы начальных классов Татьяны Александровны Степановой. Педагог от Бога, умница и просто добрый человек. Ребятишки с понедельника начинали ждать субботы, когда им надо в школу идти.
Очень нравились им уроки рисования, которые вел Василий Петрович Носков, «Уроки здоровья» Анны Петровны Козловой, «Математические ступеньки» Марины Михайловны Кузиной. К выпускному все хорошо продвинулись в развитии, полюбили петь хором, работать в команде. А главное — они полюбили учиться.
Выпускной малышей стал праздником для всего педагогического коллектива. А вскоре объявился повод для еще большего праздника. Зыковская школа вышла победителем — одна из всех основных школ области — в конкурсе на получение «президентского миллиона». Как раз за предшкольную подготовку детей. Кроме того, в рамках же национального проекта премию в сто тысяч рублей получит Татьяна Александровна Степанова.
— Я долго не хотела верить, что награда досталась именно нам. Звонят из управления образования, поздравляют, а я прошу никому не говорить: вдруг в оргкомитете конкурса передумают, пересмотрят результаты. Что ни говори, школа-то действительно маленькая...
Но планы у педколлектива большие. Проект по дошколятам рассчитан на три года, и сделать предстоит еще очень много. Прошедший учебный год показал, что школе требуются логопед и психолог. Нынче, например, пришли братья-близнецы, у которых в лексиконе — три слова на двоих, и семья сложная, учителям не подмога. Приходилось мальчишек возить в Венгерово, заниматься дополнительно. Теперь уже видно, что не зря накручивали километры: у близнецов прорезались способности, они хорошо рисуют, считают. Но лучше бы специалистов иметь на месте.
— И вообще, — решительно заключает Тамара Ивановна, — надо двигаться в направлении такого образовательного учреждения, как детский сад — начальная школа. Это как раз то, что нам нужно.
Она уже и помещение присмотрела — бывшее здание детского сада. Правда, потребуется большой ремонт. Все-таки несколько лет использовалось не по назначению...
У-у, ремонт — не проблема. Соберутся все учителя, родители подойдут на помощь. Только бы отдали.
Те субъекты Федерации, которые развивают школьную сеть, а также сеть профессиональных училищ и техникумов, получат финансовую поддержку в виде президентских грантов. В будущем году на них обещают выделить 54 млрд руб. Деньги получат лишь 25 регионов, в том числе и наша область.
* * *
Обладминистрация подписала проект соглашения с Федеральным агентством по образованию о поставке в регион автобусов в рамках национальной программы «Школьный автобус». По соглашению к новому учебному году наша область получит 80 новых школьных автобусов. При этом за счет федерального бюджета будет приобретено 40 автобусов.
* * *
В апреле 2006 года в области началась разработка проекта концепции инновационного развития образования Новосибирской области и программы развития образования на 2008 – 2012 годы. Особенностью проекта является его нацеленность на продвижение общественных интересов и общественное участие в разработке и реализации региональной образовательной политики.
* * *
Наша область будет участвовать в конкурсе Минобразования РФ на выделение финансовой поддержки регионам, осуществляющим комплексную программу развития образования. В течение летнего периода почти 1,5 тыс. преподавателей, родителей, общественных организаций приняли участие в обсуждении концепции. Выиграв такой конкурс среди субъектов РФ, регион сможет получать из федерального бюджета на модернизацию системы образования от 200 млн до 1 млрд руб. ежегодно.