Учитель министра
Педагог ведет за собой подопечных не только по программе дисциплины, он помогает выбрать профессиональный путь и понять, чем будущий взрослый может быть полезен Родине
Общий педагогический стаж Ларисы Тузиковой составляет 34 года. Из них два — перед тем как поступить в профильный вуз — работала старшей пионервожатой. В 2024 году землячка была удостоена знака отличия «За наставничество».
На торжественной церемонии с личными поздравлениями к учителю обратилась министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина: когда-то глава ведомства тоже была ученицей Ларисы Дмитриевны.
Лариса Тузикова родилась и выросла в Новосибирске, окончила школу № 182. Здесь ей самой, как она говорит, посчастливилось встретить сразу двух наставников, которые сопровождают ее на протяжении всего профессионального пути. В выборе будущей специальности Лариса поначалу сомневалась, но сориентироваться помогла учитель. И решение, как видим, оказалось верным.
— Интерес к педагогике пробудила мой классный руководитель, учительница физики Элла Куриленко. Она говорила, что мне обязательно нужно быть учителем физики, потому что это фундаментальная наука, к тому же у меня твердая пятерка. С Эллой Александровной потом мы поддерживали очень тесные дружеские отношения. Общались, она и на свадьбе у меня была; когда я окончила институт, иногда обращалась за помощью, например, с организацией туристических походов, тематических вечеров в классах, в которых она работала в то время. К сожалению, год назад Эллы Александровны не стало, — вспоминает Лариса Дмитриевна. — Так получилось, в десятом классе к нам в школу пришла молодая учительница и, что называется, зажгла своим предметом. Татьяна Николаевна Дегтярева настолько увлекательно рассказывала про историю, что я окончательно решила поступать в педагогический институт. Сейчас она работает в Новосибирском государственном техническом университете, а ее дети проходили у меня педагогическую практику.
Как обладатель красного диплома, Лариса Тузикова имела преимущество перед выпускниками-однокурсниками: из имеющегося в распоряжении вуза списка вакансий молодой специалист могла первой выбрать будущее место работы. Однако девушка решила идти в школу не в которую хотелось, а где учителей не хватало. Такую ей назвали в районном отделе образования.
Измерить купол НОВАТа
С 1994 года Лариса Тузикова трудится в школе № 106, известной как гимназия № 7 «Сибирская», где большое внимание уделяется региональному компоненту. Как это работает?
Фото: личный архив Ларисы Тузиковой
— Тематика отражается не только в таких гуманитарных предметах, как сибирская литература, история Сибири, но и в биологии, географии. Более того, подходящие задачи придумывались по математике. Например, измерить диаметр купола оперного театра. 8 ноября страна отмечает День Сибири, а на кафедре учителей истории нашей гимназии традиционно проводится неделя Сибири, — объясняет наша собеседница. — В игре «Сибирские посиделки», конкурсе рисунков «Затулинка из окна моего дома», викторине «Золотые рекорды Новосибирска» и других мероприятиях участвует каждая параллель. Для старшеклассников организуется игра «Дебаты». Темы для этой игры выбирались разные: «Новосибирск — культурная столица Сибири», «Город на двух берегах. Все начинается на правом берегу», «Кировка — район моей мечты» и так далее. Так вот в игре по теме «Где родился, там и пригодился» более убедительными были ребята, которые защищали позицию, что применение себе можно найти на малой родине. То есть дети осознают, в чем перспективы нашего региона, видят, что нужно прилагать трудовые усилия именно в Новосибирске и Новосибирской области.
В гимназии наша героиня работает более 16 лет, занимала должность заместителя директора по научно-методической работе. Вместе с коллегами, в том числе из других образовательных организаций, участвовала в создании инновационных проектов, направленных на повышение качества образования в Новосибирской области. С 2010 по 2018 год работала в составе экспертной группы по аттестации учителей истории, обществознания и экономики, ее работа отмечена благодарственным письмом ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Студенты приходят на практику
Долгое время Лариса Дмитриевна трудилась на кафедре института истории и социально-гуманитарного образования в педагогическом университете.
— С университетом был заключен договор, и каждый год к нам приходили студенты. В гимназии они проводили свои первые уроки. Педагогическая практика была для них отличной возможностью не растеряться, почувствовать в себе силы, определиться с правильностью своего профессионального выбора. Многие из них вернулись в школу, они успешны, — рассказывает Лариса Дмитриевна.
За всю педагогическую деятельность у нашей героини было семь выпусков учеников, и шесть из них — в гимназии. В текущем году ведет 11-й класс. Это будет восьмой выпуск.
— Из моих ребят семеро связали свою работу с педагогикой. У этих молодых людей, что называется, глаза горят. Мне кажется, для наставника важно выявить сильные стороны своих подопечных, помочь поверить в себя, чтобы не боялись ошибиться, зажечь интерес к любимому делу, — рассказывает собеседница.
Через общение и действие
Свое призвание найти сложно, соглашается Лариса Дмитриевна, возвращаясь к теме профессионального выбора. Нередко люди получают высшее образование, но по специальности не работают. Кто-то осваивает другие профессии уже в зрелом, более сознательном возрасте. Впрочем, это бывает не только в силу неверных решений на пороге получения профессии — мир востребованных компетенций меняется. Уходят одни специальности, появляются другие.
Современному человеку приходится учиться на протяжении всей жизни. Ему нужно уметь находить информацию, преобразовывать ее, использовать, критически оценивать. А вот в какой сфере приложить свои усилия, можно узнать только методом проб и ошибок.
— Сейчас делят классы, допустим, на гуманитарные, естественно-научные начиная с пятого класса. Думаю, что рановато. В этом возрасте эффективнее проводить внеурочную профориентационную работу, — считает Лариса Тузикова. — В нашей гимназии в рамках городской экспериментальной площадки был реализован проект «Метод профессиональных проб как средство профессионального самоопределения школьников», где дети определяли свои способности в различных мастерских. Например, мной разработана программа «Ремесло историка». Предполагалось, чем больше ты попробуешь себя в разных сферах, тем вероятнее найдешь область, где тебе будет более интересно, где более успешно проявятся твои способности. Возможно, встретится и человек, который увлечет своим делом, а там уже и сам ребенок через общение и действие поймет свое предназначение. Поэтому я всегда ученикам говорю: пробуйте себя в разных направлениях. Чтобы чего-то добиться, нужно прилагать усилия, но не нужно и опасаться, если что-то не получится. Чем больше проб, тем лучше.