«КамАЗ» — не «Хаммер». Но платить приходится одинаково...
Но для него-то «повышенная мощность», как говорится, не роскошь, а средство заработка. Поэтому новосибирские грузоперевозчики терпят колоссальные убытки. Наиболее же расторопные владельцы грузовых машин и автопарков стали регистрировать свои транспортные средства в соседних областях, где налог на транспорт в пределах разумного.
Не будем вспоминать про хотели, как лучше, а получилось, как всегда. И так понятно, что в России очень многое можно объяснить именно этой фразой. Вопрос теперь в том, как будем выкручиваться, дабы свести на нет негативные последствия принятия откровенно «сырого» законопроекта. Именно об этом рассказали на встрече с журналистами депутаты областного Совета от фракции ЛДПР Виктор Старков, Анатолий Кубанов и Андрей Панферов.
По их словам, ЛДПР предвидела столь плачевный вариант развития событий и при рассмотрении закона в первом чтении голосовала «за» с той оговоркой, что в ходе второго чтения будет введен ряд поправок, касающихся как раз владельцев грузового транспорта и мощных сельскохозяйственных машин. Принять же закон, даже столь недоработанный, все равно нужно было, ибо даже плохой закон все же лучше, чем никакой. На вопрос о том, кто же был автором такого недальновидного проекта, депутаты ответили, что это на совести прошлого состава облсовета. Единственное, что можно предположить о разработчиках, — это то, что со сферой грузоперевозок они были знакомы лишь понаслышке.
Участвующие в пресс-конференции представители перевозчиков — президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев и руководитель ООО «Грузовые автомобили» Владимир Турганов — подтвердили эти выводы. По их словам, закон поставил этот вид бизнеса не просто в невыгодные, а в губительные условия. Проблем перевозчикам и так хватает — тут тебе и одни из самых высоких в России цен на ГСМ, и исторически сложившийся дефицит экспорта грузов. По идее для облегчения жизни дальнобойщиков следовало бы, наоборот, снизить ставку транспортного налога.
Именно за это выступают и представители ЛДПР. Предполагается, что этот вопрос станет одним из первых, поднятых на грядущей сентябрьской сессии облсовета. И снизить налог либерал-демократы предлагают до минимума, который согласно федеральному законодательству составляет 17 рублей за одну лошадиную силу (напомню, что сейчас речь идет о 85-ти).
По замыслу депутатов это отнюдь не снизит поступлений в областной бюджет. Наоборот, наш регион станет в этом плане привлекательнее соседей, и уже к нам будут ехать владельцы грузового транспорта, чтобы зарегистрировать свою «движимость». Для сравнения: в Москве ставка транспортного налога — 25 руб./л.с., на Алтае и в Красноярском крае — 34, в Хакасии и Читинской области — 17, в Ингушетии и вовсе 8. То есть условия действительно очень разные. И, как справедливо заметил представитель перевозчиков: «Мы не просим для себя каких-то поблажек. Поставьте нас хотя бы в равные конкурентные условия с другими регионами».
Действительно, грузоперевозчики в Новосибирской области вынуждены вести свой бизнес в весьма непростых условиях. И последствия этого проявляются все резче. Это не только начавшееся сейчас «бегство» в другие регионы, но и настоящее «вымирание» предприятий. Раньше у нас существовали огромные автокомбинаты, одни из самых крупных за Уралом. Сейчас тот же автокомбинат № 1 занимается чем угодно, только не грузоперевозками, в парке автокомбината № 3 осталось всего две машины... Зато вовсю расцветает теневой бизнес так называемых «черных диспетчеров».
Снижение ставки налога помимо привлечения в регион автотранспортных предприятий из соседних регионов имеет еще один положительный эффект. Повысится рентабельность автотранспортных предприятий, и сэкономленные на уплате налога деньги можно будет вложить в обновление и расширение автопарка. А ведь каждая единица большегрузной техники предполагает для своего обслуживания до пяти рабочих мест.
Ну и, наконец, вспомним о сельском хозяйстве, в котором тоже используется немало мощных машин. Для сельчан повышение транспортного налога похоже на очередной вызов: «Дескать, а ну-ка, выкарабкаетесь вы после этого или нет?». Какая уж там поддержка агропромышленного комплекса...
Но будем надеяться, что уже на ближайших сессиях облсовета в закон внесут необходимые поправки, выделив грузовой транспорт и сельскохозяйственные машины в отдельную категорию, и тогда можно будет уже не сетовать на хотелось, как лучше.