USD 102.3438 EUR 106.5444
 

И был он плох, и без него нам грустно...

Марианна ДАНИЛОВА. Фото автора.



Вопрос о снятии этого статуса с дома на улице Шамшурина, 41, расположенного на территории, подведомственной Западно-Сибирской железной дороге, был поднят железнодорожниками еще в начале этого лета.

Исполняющий обязанности главного инженера Новосибирского отделения филиала Западно-Сибирской железной дороги Александр Лебедев тогда прокомментировал данное обращение необходимостью дальнейшего благоустройства и развития инфраструктуры площади рядом с вокзалом Новосибирск-Главный. Несмотря на то, что здание на Шамшурина, 41 вовсе не походило на музей или памятник архитектуры и истории, специалисты центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области выступили против лишения дома его неприкосновенного статуса. Именно неприкосновенного, ведь по федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов РФ», принятого в 2002 году, на объекты культурно-исторического наследия распространяется так называемый принцип презумпции сохранности при любой намечаемой хозяйственной деятельности.

По словам начальника центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Геннадия Бунке, дом был построен в 1893 году и является фактически ровесником города Новосибирска (Новониколаевска). В этом здании жили люди, которые строили железную дорогу, положившую начало развитию столицы Сибири. Поэтому после заключения экспертной комиссии, проводившей обследование здания в 1981 году, по согласованию с Новосибирским облисполкомом и Министерством культуры в 1990 году дом был признан памятником истории и культуры. В дальнейшем он был продан одной из коммерческих фирм, — как выяснилось впоследствии, — с нарушениями законодательства. К тому же за приведение здания к нынешнему состоянию (здесь произошёл пожар, пришли в негодность внутренние перегородки, внешний облик также запущен) предыдущий собственник должен быть лишён прав на указанное здание, которое в итоге должно вернуться в собственность Новосибирской области.

По решению комитета по культуре, спорту и молодежной политике Новосибирского облсовета было начато проведение историко-культурной экспертизы и технического осмотра памятника. Начав эти действия 11 июля и успев подготовить техническое заключение о состоянии этого здания, уже 19 июля специалисты обнаружили, что само здание... таинственным образом исчезло. Сегодня на том месте, где оно стояло, — абсолютно ровная земляная площадка, на которой — несколько куч гравия, приготовленных, видимо, для того, чтобы сделать автостоянку (судя по расположению и назначению этой территории).

«Получен устный и не очень внятный ответ о том, что руководство железной дороги не в курсе, куда пропало здание. Нет ответа и со стороны федеральной службы имущества, которая должна определить собственников этого здания. По поводу исчезновения памятника культуры на данный момент продолжается передача документов в прокуратуру», — говорит руководитель департамента культуры Новосибирской области Валерий Бродский.

Как комментируют специалисты, дело с исчезнувшим памятником может развиваться по одному из двух путей: воссоздание дома (все необходимые для этого обмеры были проведены в 2005 году, однако специалисты не успели определиться с действительной историко-культурной ценностью и значимостью дома по улице Шамшурина для области) или снятие его с охраны на предмет утраты. Но в любом случае без разбирательства прокуратуры не обойтись — какие бы ни планировались действия в отношении этого здания, они не могут быть совершены, пока не найдется виновник исчезновения памятника культуры.

«Кроме того, что это здание было построено в конце позапрошлого века, никакой другой ценности в нем, как мне кажется, нет, — высказал свое мнение заместитель председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике облсовета Александр Илющенко. — Я уверен, что на его месте построят автостоянку и никто не возьмется за его восстановление. Сегодня на привокзальной площади как таковой автостоянки нет — ее возведение как раз было бы уместно на данной площадке. В принципе я понимаю железную дорогу в том, что пройти весь бюрократический механизм по сносу этого здания — тяжкий труд, но я категорически против такого подхода к делу, когда без каких бы то ни было запросов, волевыми решениями уничтожаются памятники. Поэтому нужно добиться внятного ответа от прокуратуры о том, кто виноват и должен понести наказание за самоуправство».

Кстати, сегодня депутаты рассматривают проект закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Новосибирской области». Данный документ вызван появлением в 2002 году Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов РФ», по которому достаточно широкий ряд полномочий в сфере государственной охраны, сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия передается в ведение субъектов РФ и регулируется региональными законами. Однако отсутствие ряда подзаконных актов — положения о реестре государственных памятников культуры, о государственной историко-культурной экспертизе, о разграничении собственников на памятники и так далее — затрудняет работу по их охране. Среди прочих регламентов областной закон определил требования к организации градостроительной деятельности на территории исторических поселений — в нашей области населенных пунктов с таким статусом несколько: Новосибирск, Куйбышев, Колывань и Сузун.

Фотографии статьи
152-12.jpg