Инвестиции в будущее. Новые проекты. Новые перспективы
Нынче закладывается серьезный задел на будущее — до конца года планируется рассмотреть порядка двадцати проектов, суммы вложений по многим из которых исчисляются миллиардами.
«Сибирский антрацит»
В прошлый раз «гвоздем программы» стал проект «Искитимцемента» («Сов. Сибирь» довольно подробно описывала его в одном из прошлых номеров). В этот раз таким «гвоздем», несомненно, стала компания «Сибирский антрацит», представившая не менее амбициозный и масштабный проект.
Компания является единственным разработчиком месторождений антрацита в Новосибирской области. Создавалась она около двадцати лет назад в качестве предприятия, обеспечивающего технологические нужды электродного завода, располагающегося там же, в Искитимском районе. Сейчас это уже мощная самостоятельная компания с объемами добычи антрацита более миллиона тонн в год.
Впрочем, еще пять-шесть лет назад ситуация там была иная. Добыча антрацита тогда составляла порядка полумиллиона тонн в год. Однако в 2003 году наметился серьезный скачок, и уже к 2005 году мощность фабрики выросла вдвое. В этом же году руководство компании поставило цель выйти на отметку 1 460 000 тонн. Цифра знаковая — это максимальная проектная мощность предприятия, выйти на которую не удавалось за все время существования «Сибантрацита».
Но останавливаться на этом руководство компании не собирается, потому и представило вниманию губернатора и экспертов свой проект по увеличению мощности предприятия. В него входит в первую очередь строительство новой горно-обогатительной фабрики «Листвянская-2» с внедрением полностью автоматизированной системы управления производством. Кроме того, планируется освоение Крутихинского участка Колыванского месторождения, развитие транспортной инфраструктуры области, в том числе строительство автодорог, железнодорожной ветки, нового моста через реку Бердь. Не обойдется и без реконструкции существующей железнодорожной ветки, приобретения нового горно-транспортного оборудования. На все про все, по оценкам финансистов «Сибирского антрацита», необходимо более 3 миллиардов рублей. В качестве государственной поддержки компания просит предоставить ей налоговые субсидии в общем объеме более 600 миллионов рублей за пять лет (притом, что период окупаемости проекта чуть больше — порядка семи лет). Кроме того, конечно, не лишней будет и организационная поддержка — в частности, это касается процедуры прохождения различных экспертиз.
Понятно, что господдержка при этом будет осуществляться на принципах обоюдной выгоды. Ведь с ростом предприятия в конечном итоге увеличатся налоговые поступления в бюджеты района и области, появится более 700 новых рабочих мест. Как и в случае с «Искитимцементом», работники на новое производство потребуются высококвалифицированные, ответственные. И это понятно. Абы какого водителя за руль 55-тонного «БелАЗа» не посадишь. Кадры планируется привлекать со всей области. Средняя зарплата по предприятию должна будет составить порядка 10 — 11 тысяч рублей в месяц, что для Искитимского района немало. Хотя и не очень много, о чем не преминул заметить губернатор, комментируя докладчика.
Итак, основной стратегической целью проекта является увеличение масштабов добычи сырья, причем потребителю весь добываемый антрацит должен идти уже в переработанном, то есть обогащенном виде. При существующих мощностях с этим возникают некоторые проблемы, особенно в последние пару лет, когда объемы добычи зашкалили за миллион тонн. А к 2010 году и вовсе планируется добывать не менее шести миллионов тонн сырья в год.
Искитимский антрацит — явление уникальное, в мире существует лишь пара месторождений, которые могут с ним сравниться. Уголь этот (хотя просто углем его язык не поворачивается называть) не чета тому, что используется для отопления. Он — важное технологическое сырье, используемое при выплавке цветных металлов, производстве ферросплавов, углеграфитовой продукции, в строительной промышленности. Кроме того, иногда им заменяют дорогостоящий кокс в тепло- и электроэнергетике.
Предприимчивые местные жители иногда используют антрацит для отопления своих жилищ. Чтобы разжечь блестящий, отливающий серебром камушек, требуется немало усилий, иногда и паяльная лампа в ход идет. Однако если уж разожжешь — будь уверен, что не погаснет этот «вечный огонь» в течение суток, а то и больше. Главное — не переборщить, иначе недолго и колосники в печке расплавить.
Вот такой уголек. Не мудрено, что сибирский антрацит так ценится за рубежом — география поставок этого топлива охватывает практически весь мир. Спрос на него такой, что нивелируется даже неудобное географическое положение месторождения — в самом центре самого большого континента на планете.
Вопросов к Дмитрию Шатохину — председателю совета директоров «Сибирского антрацита», самолично представлявшего проект в обладминистрации, — конечно, было немало, но причин для того, чтобы усомниться в целесообразности и значимости намечаемых изменений, не нашлось. В конце концов и губернатор, и руководители всех департаментов, и глава Искитимского района высказались о проекте одобрительно, и было принято решение об оказании полномасштабной государственной поддержки. Ответственным за взаимодействие между властями и руководством «Сибирского антрацита» назначен первый заместитель губернатора Василий Юрченко.
«Сиб-Агроцентр» и «ТрансКонтейнер»
Два других проекта, рассмотренных на публичном совещании, касаются развития транспортно-складской инфраструктуры области. Однако здесь все не так однозначно, как в случае с «Сибирским антрацитом».
ЗАО «Сиб-Агроцентр» планирует строительство терминально-складского комплекса класса «А» в районе Пашинского переезда. Разработчики проекта утверждают, что комплекс, общая площадь которого составит порядка тридцати гектаров, будет обеспечивать около полумиллиона тонн грузооборота в год и, соответственно, приносить порядка 300 — 350 миллионов рублей дохода. При этом рабочих мест планируется создать около 250. Сумма инвестиций — около сорока миллионов долларов.
Проект вызвал у губернатора и экспертов немало вопросов. Особую настороженность внушает заявленный период окупаемости — 15 лет. Кроме того, непонятно, как инвесторы собираются обслуживать такого масштаба комплекс силами двух с половиной сотен человек. Да и вообще, финансовые характеристики проекта показались экспертам недостаточно проработанными. Такие показатели, как конкретные суммы государственной поддержки и бюджетная «отдача» проекта, вообще не были представлены.
При этом сама идея проекта, конечно, ясна, и очевидно, что для области создание такого терминала пойдет только на пользу. Удачно выбрано и местоположение нового комплекса. Однако в общем и целом комиссия была вынуждена отложить решение по данному вопросу до тех пор, пока руководство «Сиб-Агроцентра» не предоставит более внятную финансовую аргументацию. Срок был дан до 20 июля. Куратором проекта назначен руководитель департамента транспорта Владимир Никонов.
ОАО «ТрансКонтейнер» выступило с очень похожим предложением, касающимся развития уже существующего контейнерного терминала «Клещиха» до современного транспортно-логистического центра. Планируется расширить складские площади, закупить дополнительные средства погрузки, сделать наконец-таки сквозную систему проезда по территории «Клещихи», построить транспортные развязки для увеличения пропускной способности терминала. Это представляется жизненно необходимым ввиду постоянного увеличения грузооборота «Клещихи». Суммы, требующиеся на развитие комплекса, достаточно скромные — порядка четырехсот миллионов рублей.
Однако, по мнению экспертов, не все так просто. Прозвучало мнение, что цифры затрат по проекту излишне оптимистичны. Кроме того, много претензий было по поводу возрастания экологической нагрузки на близлежащие районы. Губернатор, молча выслушав главу «ТрансКонтейнера» Виктора Касаткина и реплики экспертов, со вздохом подытожил:
— Честно говорю — не знаю, какое решение принять по этому проекту. С одной стороны, я хорошо знаю «Клещиху», в том числе ее экологические проблемы. Взять хотя бы тот факт, который корректно именуют «недостаточным водоотводом территории». Я скажу проще — канализации на «Клещихе» не было и нет. К тому же в этом районе скопилось множество объектов, которые к самому контейнерному терминалу не имеют отношения, а на экологию влияют крайне отрицательно — тот же шпалопропиточный завод, который сейчас, слава богу, закрыли. И вообще, я всегда считал, что местоположение этого комплекса было выбрано крайне неудачно. Сейчас он, по сути, находится чуть ли не в центре города, там жилые дома кругом.
С другой стороны, совершенно очевидно, что закрывать глаза на проблемы и потребности «Клещихи» и тем более принимать решение о расформировании этого терминала, было бы крайне недальновидно. Поэтому я предложил бы некий компромиссный вариант. Думаю, руководству «ТрансКонтейнера» нужно будет еще раз вдумчиво пересмотреть свой проект, согласовать все спорные вопросы с ключевыми департаментами, с руководством железной дороги и, в конце концов, найти оптимальное решение. В общем и целом же программу развития «Клещихи» мы будем поддерживать.