USD 78.5067 EUR 90.9438
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Она нужна прежде всего нам, россиянам

Подготовила Галина ТРОИЦКАЯ.



, заместителя председателя областной комиссии по подготовке и проведению ВСХП доктора экономических наук Александра КИСЕЛЬНИКОВА.

— Событие, о котором речь и в котором через несколько дней сотням тысяч новосибирцев и жителей области придется лично участвовать, является уникальным, можно сказать — историческим. В нашей стране в последний раз сельскохозяйственная перепись проводилась в 1920 году в условиях Гражданской войны и по большинству параметров была несопоставима с предстоящей переписью. Живых свидетелей той эпохи практически не осталось. Поэтому для нас это абсолютно новая и очень сложная задача.

Поставлена цель — получить детальную и максимально достоверную информацию в отношении земель сельскохозяйственного назначения, потенциала и параметров сельскохозяйственного производства крупнейшей в мире страны. Напомню, что Россия занимает примерно 1/7 часть суши планеты. Но далеко не все эти пространства пригодны для жизни людей и ведения сельского хозяйства. По так называемой «продуктивной» площади на душу населения мы занимаем лишь пятое место в мире, а с учетом удорожающих природно-климатических и техногенных факторов наше положение еще хуже. Поэтому расточительно относиться к своему главному национальному богатству, каким являются земли, особенно сельскохозяйственные, нельзя.

С точки зрения национальной безопасности сельское хозяйство как отрасль экономики имеет важнейшее значение, особенно сейчас, когда Россия находится на грани утраты продовольственной независимости.

Наконец, человеческий потенциал села — это фундамент, корневая система нашего государства с точки зрения воспроизводства генофонда и духовности русского этноса.

Для Новосибирской области, где площадь земель сельскохозяйственного назначения в советский период достигала 8 млн га, в том числе пашни — 4 млн га, а доля агропромышленного комплекса в валовом приросте области превышала 1/3, все сказанное еще более актуально, чем в среднем по стране.

Совершенно очевидно, что для эффективного управления любым объектом или процессом надо иметь четкое представление о состоянии этого объекта или процесса. Современная ситуация в сельском хозяйстве и земельных отношениях является очень «непрозрачной», а информация об этом важнейшем секторе национальной экономики — недостаточно достоверной. Предстоящая перепись призвана в значительной степени снизить остроту этой проблемы.

— Почему решение о переписи после столь длительного перерыва принято именно сейчас?

— Я думаю, здесь имеет место сочетание внутрироссийских и внешних причин. В СССР сплошные сельскохозяйственные переписи после 1920 года не проводились, поскольку в условиях общегосударственной собственности на землю и средства производства при существовании строгого института прописки населения в этом не было острой необходимости. Преобладавшие методы сплошного учета и наблюдения (не только статистические) и реальной ответственности позволяли получать необходимую информацию для целей управления. Кроме того, существовали идеологические и политические причины.

Первые пятнадцать лет после развала Советского Союза в новой российской элите (этот термин, кстати, возник в сельском хозяйстве, точнее, в животноводстве) преобладали хватательные рефлексы. Поэтому о наведении порядка не могло быть и речи — чем больше «тумана», тем легче было разворовывать бывшую общенародную собственность. Но потом произошли закономерные и очень быстрые процессы концентрации власти и собственности в руках ограниченного круга лиц, и новые хозяева жизни желают поточнее знать, чем владеют и могут владеть. После нефти и газа, заводов и пароходов очередь дошла до земли и сельского хозяйства.

Государство в лице своих институтов в центре и в регионах после 2000 года усиливает позиции по отношению к частному сектору и социальную ответственность перед населением. То есть оно тоже хотело бы знать, чем еще владеет, а чем уже нет.

Наконец, внешний фактор. Россия стала членом продовольственной организации стран ООН (ФАО). Одним из требований этой организации является проведение регулярных сельскохозяйственных переписей. В свое время СССР создавал эту организацию, но вышел из нее именно из-за нежелания раскрывать свой продовольственный потенциал. Одним из условий вступления России в ВТО также является повышение «прозрачности» в сельском хозяйстве.

Скорее всего имеет место сочетание действия названных причин. Под одну инициативу статистического ведомства правительство вряд ли выделило бы такие средства из федерального бюджета и в срочном порядке приняло целый пакет решений. Достаточно сказать, что Росстат до сих пор не может «пробить» закон «О статистической деятельности» (в мире осталось всего несколько таких стран), а Федеральный закон «О сельскохозяйственной переписи» был подготовлен и принят в течение года.

Несмотря на все сказанное, выскажу твердое убеждение, что сельскохозяйственная перепись нужна прежде всего нам — жителям России. Лучше горькая правда, чем пребывание в неведении.

— Александр Андреевич, в разговорах людей порой проскальзывает опасение, что данные переписи будут использованы властью для увеличения налогов.

— К сожалению, история нашей страны дает массу свидетельств, когда власть повышает налоги безо всяких переписей. Недавние примеры — «автогражданка», налог на имущество, налог на землю и т.д. По действующей российской Конституции мы живем в правовом государстве, единственным источником власти в котором является народ. Поэтому надо не опасаться, а действовать, когда поведение органов власти наносит ущерб законным интересам и конституционным правам граждан. Но это — общий вопрос вечной российской дилеммы — кто для кого? Власть для народа или народ для власти?

Что касается нашего конкретного вопроса, то могу сказать, что согласно федеральному закону цели ВСХП-2006 — чисто статистические. То есть индивидуальные данные при занесении на электронные носители будут обезличены, а первичные бланки после завершения процедуры ввода и обработки статданных будут уничтожены. Конфиденциальность первичных данных защищена законом. Они не будут никому передаваться — ни налоговому ведомству, ни правоохранительным органам.

В качестве примера могу привести ситуацию с бланками Всероссийской переписи населения 2002 года. Всего было около 5 миллионов бланков. Более двух лет они обрабатывались и хранились в облстате. Ни один бланк не пропал и никому не передан. В прошлом году все они (это примерно 35 тонн) были сожжены под наблюдением в специальной лицензированной котельной.

— Но какой интерес фермеру или владельцу личного подсобного хозяйства давать полную информацию о своем добре?

— Я думаю, что слово «интерес» в данном случае не самое удачное. В законе обязанность респондентов предоставить информацию трактуется как общественный долг гражданина. Во многих странах существует очень жесткие санкции за предоставление искаженной информации о себе в ходе переписи, вплоть до тюрьмы. Российский закон очень демократичный, он апеллирует к сознательности граждан. Можно спорить, насколько эта норма закона соответствует менталитету и умонастроению наших граждан. Но пока она действует, эту норму нужно выполнять. Сказал правду — и спи спокойно. Есть много оснований полагать, что и с экономической точки зрения предоставить о себе объективную информацию выгодно. Ведь сельское хозяйство — дотационная отрасль, а село находится в тяжелом положении. Противоречия между городами и деревней — это не выдумка большевиков, это объективная реальность. Селу будут помогать, и скорее всего адресно, но нормативы будут рассчитываться по территории дифференцированно с учетом реальных условий на основе данных переписи.

— Участвовать в сельскохозяйственной переписи будут не только сельские жители, но и горожане — дачники, огородники...

— Всего выделено пять групп объектов переписи:

крупные и средние сельскохозяйственные предприятия. Их в области около семисот, и они будут переписаны сплошным методом, то есть со 100-процентным охватом;

крестьянские и фермерские хозяйства, их примерно четыре тысячи, также будут охвачены на 100%;

личные подсобные хозяйства на селе — 240 тысяч, 100-процентный охват;

индивидуальные жилищные хозяйства в городских населенных пунктах. Их примерно 40 тысяч, переписываться будут по 20-процентной выборке;

садово-огородные хозяйства — 51 тысяча, перепись пройдет по 20-процентной выборке.

Для сравнения могу сказать, что в переписи 1920 года выделялось 7 категорий хозяйств: крестьянские общины, коммуны, артели, совхозы, поселки городского типа, полевые посевы городов, хутора и другие изолированно расположенные хозяйства.

Для проведения переписи предусмотрено четыре типа анкет, которые отличаются цветом окантовки и количеством вопросов (показателей):

форма № 1 (оранжевый цвет), 1280 показателей — для руководителей сельскохозяйственных предприятий;

форма № 2 (желтый), 1280 показателей — для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей;

форма № 3 (зеленый) — для владельцев личных подсобных хозяйств;

форма № 4 (голубой) — для некоммерческих объединений садоводов, огородников, дачников. Последние две формы значительно меньше по объему.

Содержание анкет: демография хозяйства (вопросы собственности), демография хозяина (возраст, пол, образование...), размер участка, структура посевов, животноводство, техника, оборудование и др.

— Многих интересует, из каких источников финансируется программа переписи, каковы основные ресурсные параметры?

— Единственным источником является федеральный бюджет. Общий объем финансирования по стране оценивается в 5 миллиардов рублей. По Новосибирской области не менее 50 миллионов рублей. Больше половины этих средств пойдет на оплату труда временного переписного персонала. Всего потребность в переписных кадрах с учетом резерва составит 2879 человек. Это в три раза меньше, чем при переписи населения, но работать они будут в три раза дольше. Поэтому по количеству человеко-дней получается примерно такая же цифра.

Областному бюджету выделена субвенция в размере 19,9 млн руб. на финансирование мероприятий, закрепленных за региональными и муниципальными органами власти. Это четыре функции: выделение помещений, связь, охрана помещений, транспортное обеспечение переписных участков. Деньги эти посчитаны на основе официально утвержденных нормативов, и их вполне достаточно. Но в силу действующего законодательства предусмотрена достаточно сложная процедура документального оформления, чтобы можно было их потратить. Распорядителем этих бюджетных средств назначен департамент АПК администрации области (руководитель В. А. Гергерт), в задачи которого входит, в частности, оформление всех необходимых документов (договоров, актов приемки выполненных работ). Что касается основного объема статистических работ, в том числе подбор, обучение и организация работы переписного персонала с соответствующим их оформлением и выплатой зарплаты, то эта функция возложена на Новосибирскстат.

— Работа по подготовке к переписи практически завершена? Все ли идет по графику?

— Несмотря на трудности, имевшие место в подготовительном периоде, область практически готова к переписи. Остались отдельные «шероховатости», которые должны быть устранены в ближайшие дни. За неделю до начала переписи, с 24 июня, переписчики начали предварительный обход закрепленных за ними участков, чтобы познакомиться со своими будущими респондентами, к кому они придут в июле с анкетами.

Завершая это интервью, я хотел бы обратиться к жителям области с просьбой быть внимательными при заполнении анкет и доброжелательно относиться к переписчикам, на долю которых выпала эта трудоемкая и непростая работа. Руководителям муниципальных органов власти и сотрудникам милиции принять необходимые меры по обеспечению безопасности переписного персонала, как это предусмотрено в соответствующих нормативно-правовых документах.

Хотел бы поблагодарить редакцию газеты «Советская Сибирь» за постоянную информационную поддержку программы ВСХП-2006. Газета была издана в 1919 году, за год до начала предыдущей сельхозпереписи. Поэтому мы с радостью представим первые итоги переписи на страницах вашего издания.

Фотографии статьи
124-12.jpg