USD 101.6143 EUR 105.2512
 

Сносить нельзя оставить...

По сообщениям пресс-службы Новосибирского областного



Поэтому на одном из очередных заседаний депутаты комитета по культуре, спорту и молодёжной политике Новосибирского областного Совета развернули оживлённую дискуссию по двум городским вопросам. Один из них касался памятника истории и культуры — дома, расположенного по адресу: ул. Д. Шамшурина, 41, второй — состояния Новосибирского государственного цирка.

Председательствующий на заседании Александр Илющенко сообщил депутатам, что в комитет по культуре, спорту и молодёжной политике пришло обращение управления Западно-Сибирской железной дороги о снятии статуса памятника истории и культуры со здания, расположенного на улице Шамшурина. Исполняющий обязанности главного инженера Новосибирского отделения филиала Западно-Сибирской железной дороги Александр Лебедев прокомментировал данное обращение необходимостью дальнейшего благоустройства и развития инфраструктуры площади рядом с вокзалом Новосибирск-Главный. На представленных собравшимся снимках дом на Шамшурина действительно не походит на музей или памятник архитектуры, истории или культуры; скорее в сегодняшнем полуразрушенном состоянии он похож на сарай, рядом с которым, со слов Александра Лебедева, постоянно собираются лица без определённого места жительства.

Совершенно противоположная точка зрения была высказана начальником научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Геннадием Бунке. Он дал небольшую историческую справку о доме на улице Шамшурина, который был построен в 1893 году и является фактически ровесником города Новосибирска (Новониколаевска). В этом здании жили люди, которые строили железную дорогу, положившую начало развитию столицы Сибири. Поэтому после заключения экспертной комиссии, проводившей обследование здания в 1981 году, по согласованию с Новосибирским облисполкомом и Министерством культуры в 1990 году дом был признан памятником истории и культуры. В дальнейшем он был продан одной из коммерческих фирм — как выяснилось впоследствии, с нарушениями законодательства. К тому же за приведение здания к нынешнему состоянию (здесь произошёл пожар, пришли в негодность внутренние перегородки, внешний облик также запущен) предыдущий собственник должен быть лишён прав на указанное здание, которое в итоге вернётся в собственность Новосибирской области.

Первый заместитель начальника юридической службы Западно-Сибирской железной дороги Сергей Калинин пояснил, что правом собственности на это здание на данный момент никто не обладает, купившая его компания лишь зарегистрирована в нём и за передачу дома железной дороге требует 9 миллионов рублей. Фактически уже несколько лет зданием распоряжается управление истории и культуры, но мер по улучшению состояния не было принято до сих пор, и это ещё раз подтверждает ненужность дома на улице Шамшурина. Чтобы не нарушать эстетическое восприятие от реконструированного вокзала видом полуразрушенного здания, по мнению Сергея Калинина, дом всё же следует снести, а проектируемые на этом месте зелёная зона и автостоянка станут продолжением нового архитектурного комплекса главных «ворот» города Новосибирска.

Мнение депутатов по этому вопросу не было однозначным. Реалиль Мусин склонен видеть в заинтересованности этим зданием лишь земельный участок в самом центре Новосибирска, на котором впоследствии можно будет построить и стоянку, и многоэтажное офисное здание. Леонид Грищенко, являющийся также председателем Новосибирского территориального комитета профсоюза Западно-Сибирской железной дороги, попытался заверить собравшихся, что у управления Западно-Сибирской железной дороги нет намерений коммерческого использования полученной при сносе здания территории. Более того, он напомнил, что в течение ближайших лет всё, что связано с пригородным сообщением, в том числе и вокзал с привокзальной площадью и инфраструктурой, перейдёт в собственность Новосибирской области. Станислав Поздняков предложил заявителю скорректировать формулировку проблемы в обращении, в котором упоминается лишь об аварийном и пожароопасном состоянии здания по адресу Шамшурина, 41, при этом основная цель — облагораживание территории и развитие инфраструктуры — умалчивается, из-за чего и возникает ряд вопросов.

Реалиль Мусин высказал альтернативный вариант — отреставрировать указанное здание, которое станет и историческим, и культурным памятником в полном смысле этого слова и вместе с тем украсит новую инфраструктуру (стоянку и скверик) территории вокзала Новосибирск-Главный.

Итог по данному обсуждению подвёл заместитель председателя комитета по культуре, спорту и молодёжной политике Александр Илющенко. Он попросил не забывать об исторической и культурной ценности данного строения и предложил рекомендовать администрации Новосибирской области рассмотреть вопрос о проведении государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия — жилого одноэтажного дома по улице Шамшурина, 41, в соответствии с которой и принять верное решение.

Следующий вопрос был созвучен предыдущему. В комитет по культуре, спорту и молодёжной политике поступило решение комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности мэрии города Новосибирска. В нем сообщается: в соответствии с заключением специалистов «Новосибирсксертификации» здание новосибирского цирка пригодно к эксплуатации, но при условии проведения соответствующих восстановительных работ с необходимостью приостановления деятельности учреждения на период реконструкции. Представители мэрии добавили о необходимости проведения технической экспертизы здания цирка, которая займёт около месяца. На этот период и период восстановительных работ здание цирка должно быть закрыто для посетителей, поскольку может представлять реальную угрозу для жизни тысяч людей, большая часть из которых — дети.

Сергей Шабанов, директор Новосибирского государственного цирка, возразил на это: ажиотаж вокруг здания цирка возник по той же причине, что и у дома по адресу Шамшурина, 41. Каким-то заинтересованным лицам выгодно сегодня дискредитировать цирк, снести это здание, чтобы освободилась под новое строительство перспективная площадка в центре города. Есть и проекты с соответствующим разрешением экспертов, планирующие возведение дополнительных этажей над этими комплексами, несмотря на то, что и они расположены на том же фундаменте, что и здание цирка. Сергей Шабанов напомнил, что для строительства будущего цирка выбирали соответствующую площадку, а запас прочности его составляет несколько сотен лет. На проведение предлагаемой экспертизы требуется 900 тысяч рублей, и уж если тратить такие деньги, то за действительно независимую экспертизу, которую директор Новосибирского государственного цирка обещал организовать сам.

Валерий Бродский, начальник управления культуры новосибирской области, дал разъяснения по данной проблеме. Цирк является учреждением культуры и отдыха, которое имеет значение и для взрослых, и в особенности для детей, поэтому закрывать его преднамеренно никто не собирается. Но также Валерий Аркадьевич попросил не забывать, что жертв при разрушении бассейна «Спартак» удалось избежать только случайно, а в масштабах цирка их количество может быть большим. Администрация Новосибирской области обращалась к Запашному, руководителю Росгосцирка, и Михаилу Швыдкому, министру культуры, с просьбой передать Новосибирский государственный цирк на баланс Новосибирской области. Только это, по мнению Валерия Бродского, может вывести цирк из сложившейся кризисной ситуации. Сергей Шабанов как специалист обратил внимание, что при таком развитии ситуации цирк города Новосибирска прекратит своё существование вообще, поскольку здесь нет собственной актёрской труппы. Цирковые артисты — это единая система по всей России, которые перемещаются из города в город со своими выступлениями, и, вырвав новосибирский цирк из системы Росгосцирка, можно лишиться цирковых представлений.

Фотографии статьи
122-13.jpg