Реформирование должно быть на местах
Круг рассматриваемых вопросов включил многие актуальные и проблемные темы, связанные с реформированием российской системы ЖКХ. Участники слушаний обсудили общую ситуацию в отрасли, сложившуюся на сегодня в Новосибирской области, отдельно остановились на вопросах тарифной политики, способах эксплуатации и управления индивидуальным и многоквартирным жилищным фондом, техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте жилищного фонда и так далее.
Как отметил руководитель территориального управления «Росстроя» в Сибирском федеральном округе Анатолий Сорогин, с начала реформы ЖКХ в России прошло уже практически 13 лет. Все эти годы основными задачами, на решение которых были направлены все изменения, оставались создание эффективного механизма управления отраслью, снижение издержек на предоставление услуг ЖКХ (ведь именно эти затраты наиболее ощутимы для бюджета любой семьи). До сих пор остается актуальным вопрос необходимости перевода системы ЖКХ в режим безубыточного функционирования.
Основной финансово-инвестиционный механизм реформирования жилищно-коммунального хозяйства – федеральная целевая программа «Жилище». Она направлена на создание конкурентной среды в жилищной сфере, на запуск механизма функционирования жилищного и коммунального хозяйства на основе разделения функций собственников жилья, управляющих и обслуживающих организаций. В СФО, как отметил Анатолий Сорогин, эта работа проводилась пока недостаточно высокими темпами.
По мнению председателя комитета Новосибирского облсовета по строительству и вопросам ЖКХ Александра Савельева, среди основных проблем жилищно-коммунального хозяйства нашей области на сегодня – высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях отрасли, отсутствие прозрачных «правил игры». Во многом такая ситуация диктует убыточность отрасли, несмотря на оборот капитала в сфере жилищно-коммунального хозяйства, составляющий около триллиона рублей.
Осложняет процесс реформирования отрасли в целом ее специфика, заключающаяся в том, что предприятия, входящие в этот масштабный сектор экономики России, рассредоточены по всей территории страны и находятся в сфере ответственности органов местного самоуправления. Поэтому реформировать отрасль только из центра невозможно. Необходимо создание на государственном уровне системы эффективной мотивации для всех задействованных в системе субъектов.