USD 102.3438 EUR 106.5444
 

«Ни Моцартом, ни Пушкиным себя не мнил...»

Татьяна ШИПИЛОВА.



Ведь впервые он сыграл великого поэта в… 12 лет, а недавно снялся в роли Александра Сергеевича в сериале Натальи Бондарчук.

Благородных бандитов не встречал
— Действительно, впервые я сыграл Пушкина еще двадцать лет назад в школьной постановке. Маленький и худенький, я падал, умирал, стрелял. Девочка Наташа, игравшая Гончарову, брала меня, бездыханного, на руки и плакала.

Когда поступил в школу-студию МХАТ, мы с отцом (актером, режиссером, писателем Виталием Безруковым. — Прим. авт.) отправились паломниками в Михайловское. Ночевали там, читали стихи. За пачку индийского чая (по тем временам — страшный дефицит!) нам разрешили переночевать во флигеле, где мы, сложив стулья, кое-как задремали, чтобы утром уйти в Петровское.

— Как соприкасаются в вашем творчестве Пушкин, Есенин, Моцарт с «бригадиром» всея Руси Сашей Белым?

— Огромное число молодежи, которая знать не знала актера Безрукова, познакомилась со мной именно в сериале «Бригада». Мне очень хотелось сыграть Белого так, чтобы сохранить в нем человеческое начало, несмотря на ту бандитскую жизнь, которую он ведет. Мне было важно то, как мой герой относится к сыну, друзьям, жене.

Честно говоря, я не встречал благородных бандитов, но вполне допускаю, что они существуют. Я сам никогда не жил так, как Белый: не ездил на шестисотом «Мерседесе», не убивал людей, но когда снимался сериал, внутренне я жил его жизнью. Иначе бы мне не поверили зрители.

— Догадывались, что съемки в «Бригаде» принесут вам суперпопулярность?

— Для меня «Бригада» не конъюнктурный проект. Когда я начал сниматься в этом сериале (это был 2000 год), то сразу говорил друзьям и знакомым, что это будет наш вариант фильма «Однажды в Америке». Они посмеивались: тоже мне Аль Пачино! Но после того как сериал вышел, смешки прекратились, сомнения отпали, и зрители словно сошли с ума. Особенно молодые.

А потом они узнали, что я играю еще и Пушкина в спектакле «Александр Пушкин» Московского театра имени Ермоловой, и билетов на наш спектакль стало не достать. Никто еще не говорил, что ушел разочарованным. Может быть, наш спектакль открыл этим ребятам не только актера Безрукова, но и поэта Пушкина, которого они проходили в средней школе, но мимо которого они тогда прошли.

Настала очередь Дантеса
— Вы решительно заявили, что не будете даже рассматривать вопрос о своем участии в проекте «Бригада-2». Кого же мечтаете сыграть и что поставить?

— У меня есть идефикс. Представляете, в «Пушкинском» кинотеатре Москвы огромный плакат-транспарант: «Пушкин». Вот это мечта!

— Вы имеете в виду премьеру сериала Натальи Бондарчук?

— Я не люблю ничего загадывать, но у нас с отцом есть давнишняя мечта о своем фильме о Пушкине. Теперь, когда мы сделали «Есенина» (отец был автором сценария), приблизился момент Виталию Безрукову браться за второй роман, который стал бы новым взглядом на судьбу поэта, рассмотрел бы все версии гибели Александра Сергеевича. Поверьте, там тоже будут открытия! А фильм о Пушкине хочу сделать на европейском уровне, с актерами из Франции, Англии.

— Наталья Бондарчук не ревнует вас к подобным планам?

— У нас с Натальей Сергеевной существует договор: она предоставит мне все необходимые материалы, если мы с отцом соберемся сделать свой проект «Пушкина». Потому что я хочу собрать все, абсолютно все о Пушкине, все версии и действительно сделать в конце концов свой фильм.

— Когда-то вы сыграли и Дантеса!..

— Точно. Сыграл Дантеса в одном из телефильмов, хотя долго отказывался. Признаться, мне было неприятно ходить в костюме кавалергарда по святому для меня дому на Мойке, где ступала нога поэта. Понимаете, Пушкин — бездонная тема. Если удастся найти заинтересованных людей, вкладывающих деньги в искусство, почему бы не задуматься о «Пиковой даме»?

Беру все на себя
— Режиссер фильма «Поцелуй бабочки» Антон Сиверс рассказывал, что вы играли «на разрыв аорты», что ему иногда даже становилось страшно за Безрукова, который сжигал всего себя на съемочной площадке. Но этим же вы занимаетесь и на сцене…

— Я тут задумался и понял, что у меня не бывает спектаклей легких. Я к этому уже привык, иначе не могу. Сжигая себя на сцене, всякий раз приближаешься к... истине. Плачу, но не выпускаю слезу, как рыжий клоун в цирке. Мхатовская школа предполагает сопереживание, перевоплощение, когда ты, актер, перевоплощаешься в своего героя. И слезы мои не механистические. Это слезы моего героя и мои тоже. Даже истерика настоящая, не сделанная. И спазмы настоящие, потому что во время спектакля в какие-то моменты я не могу говорить от обиды, от ненависти.

После каждого спектакля теряю два-три килограмма в весе, хотя похудел я не от этого (улыбается). Когда репетировал мелодраму «Жизнь одна» в Московском театре имени Пушкина, то режиссер Виталий Москаленко сказал: «Сережа, ты так долго не выдержишь!» Я ответил: «Типун тебе на язык!», но сам подумал, что по-другому просто не смогу.

У меня случаются сердечные приступы. На съемках «Бригады», когда увидел своих ребят зарезанными, то в одном из дублей заорал так, что в тот момент был готов «порвать» кого угодно. Ведь убили моих друзей, братьев… Вся съемочная группа пребывала в шоке — всем стало страшно по-настоящему. И это была уже не игра. А в сцене, когда прощался с каждым из друзей, мне стало плохо, мое сердце дало сбой.

Получается, все берешь на себя
— А не страшно брать на себя, как говорится, «карму» своих героев?

— Я много думал на эту тему. Нет, все-таки не страшно, если делаешь это искренне, с любовью, не начиная мнить себя Моцартом, Есениным, Пушкиным или даже Белым.

Похабник, скандалист и патриот
— Ваш сериал «Есенин» (сценарий написал отец актера. — Прим. авт.) вызвал бурю эмоций, разных оценок. И все же не слишком ли много ваш Есенин пьет, гуляет, дебоширит?

— Есть первопричина — поэт скандалил оттого, что душа болела, избрал такую чисто русскую форму прикрытия, чтобы сказать всю правду, не наступив на горло своей собственной песне, как тот же Маяковский. Скандал есть единственно возможная форма протеста Есенина против большевистской власти, новых порядков. В фильме показаны скандалы, дебоши, загулы — из песни слова не выкинешь. Мы люди честные, поэтому решили показать все. Если кто-то хотел посмотреть, как дрался Есенин в моем исполнении, он это увидел. По-русски, наотмашь! Вот вам тот самый экшен, который ждет молодежь. Ибо и роман «Есенин» для молодежи, и фильм для молодежи, что жить торопится и чувствовать спешит.

— Так в этом суть безруковского Есенина?

— Самое главное, что я хотел сказать в этой роли и что есть в романе моего отца, — это бесконечная любовь к Родине. Сейчас, когда говорят о Родине, а уж тем более о любви к Родине, люди часто ухмыляются, посмеиваются, дескать, чувство давно ушедшее и «пахнущее» советскими временами. Есть такое мнение, что «патриотизм», «моя Родина», «я умру за Родину» — вроде бы несовременные слова. Но, я уверен, в наше время эти слова должны зазвучать с новой силой, потому что ну как нам строить новую Россию без этого?! Думаю, молодежь надо воспитывать на любви к Родине. На мой взгляд, «Родина», «патриотизм» — самые важные и ценные слова, которые должны звучать с экранов ТВ. А я не так уж далеко в свои тридцать два отошел от молодежи!

Фотографии статьи
110-25.jpg
110-24.jpg
110-23.jpg