Границы? Есть. Но в них ты безграничен...
Прошел он 7 — 8 мая в спортивно-концертном комплексе «Север», где в разных возрастных категориях (от «Детей-1» — 9 лет и младше, до «Взрослых» — 19 лет и более), выступило всего 624 пары. Из разных уголков Сибири, Урала, Дальнего Востока и европейской части страны. О статусе нашего кубка мы беседовали в его преддверии (см. «Советскую Сибирь» от 05.05.2006 г.). Теперь, на бравурном финальном аккорде, зададим несколько вопросов московскому гостю, представителю судейской коллегии Владимиру КОЛОБОВУ, чемпиону СССР и России по латиноамериканским танцам среди профессионалов, члену президиума профессиональной организации «Русский танцевальный союз».
— Владимир Геннадьевич, по роду деятельности вам доводится просматривать массу состязаний — какое место занимает в иерархии себе подобных новосибирский турнир?
— Он заслуживает самой высокой оценки, главным образом потому, что сделан с душой. И это чувствуется. Здесь заботятся и о танцорах, и вообще обо всех гостях. Организация на высоте. А оркестр, игравший по вечерам, он просто феноменальный! Один из лучших в мире, наверное.
Речь — об эстрадно-симфоническом оркестре «Брасс-Бис-Бэнд», под который традиционно шли полуфинальные и финальные этапы кубка. «Живой» звук — явление на подобных состязаниях, в общем, довольно редкое. И ведь не каждому дано всецело проникнуться атмосферой события, столь органично впитать ее. Что гости, главным образом столичные, не раз подмечали прежде. Но «Брасс-Бис-Бэнд» сполна усвоил специфику таких вечеров, сделал за эти годы множество аранжировок «в сообразном духе» и работает с танцорами на создание этой волшебной атмосферы душа в душу.
— С другой стороны, — продолжает гость, — ваш турнир трудно сравнивать с другими. Потому что аналогичные мероприятия в основном явно делятся на спортивные, сугубо соревновательного характера. И — на просто душевные, яркие танцевальные праздники, однако еще не набравшие силу именно как соревнования, как турниры. Ну где еще мы сегодня, кроме как у вас, увидим такой симбиоз — большого искусства и большого спорта!
— К слову, цитата из известного фильма: «А в чем сила, брат?»
— Применительно к таким турнирам — прежде всего в судейской коллегии. Как правило, сам турнир оценивают по принципу: «А судьи кто?» Удастся привлечь хорошее судейство — значит, оно вызовет интерес у сильных танцоров, ведь они стремятся получить адекватную оценку своему мастерству, узнать свой реальный уровень подготовки. Сильные пары, в свою очередь, задают турниру определенный тон, ставят определенную планку.
— Уровень мастерства танцоров объективно растет из года в год, бальный (каковым он был прежде) танец неспроста ныне признан официальным видом спорта. Он совершенствуется технически, становится все более «хитромудрым», сложным и, скажем так, более требовательным по отношению к спортсменам и судьям. Но можно ли объяснить словами, в чем этот рост заключается, в чем это совершенство состоит?
— С каждым годом, во-первых, все сильней стабилизируется теоретическая база. Она помогает танцорам значительно продвигаться, приобретает определенную форму с точки зрения практических возможностей. Другая сторона медали — собственно, возможности, способности владения телом, весь природный потенциал. Если сравнить нынешний уровень наших танцоров с уровнем представителей классического танца или олимпийских видов спорта, например художественной и спортивной гимнастики, то сразу ясно: путь для прогресса у нас есть, еще развиваться и развиваться.
— Во что тогда может превратиться со временем танец, что это будет — румба с элементами акробатики или же…
— Но мы ведь говорим о совершенстве тела, а не об изменении характера танца! Существуют определенные границы, определенные «параметры», относительно которых и происходит рост мастерства. Конечно, вальс останется вальсом, а румба — румбой. Но возможности, которые предоставляет нам «изнутри себя» сам танец, поистине безграничны. С точки зрения пластики, эстетики, техники, энергии, чувства ритма, чувства партнера, скорости, контроля за собственным телом — словом, очень и очень многого.
— Наверняка отсюда масса критериев, по которым происходит судейство.
— Не сказал бы, что масса. Я лично отдаю предпочтение музыкальности пары и ее, скажем так, харизме. В данном случае харизма — это все способности танцоров в совокупности, которые видны любому неискушенному зрителю, не только профессионалу. Вот основные критерии. Естественно, не забываем о качестве, о характере танца — это тоже оценивается. Но это уже детали, на которые делится основа основ.
— Мастерство участников нынешнего турнира в целом премного впечатлило, но периодически тот же неискушенный видел явные огрехи. Вплоть до того, что люди падали на паркете, не говоря о традиционном столкновении пар…
— Столкновения и даже падения — вещи довольно распространенные. Но все это, конечно, свойственно спортсменам, которые еще только учатся владеть собой, контролировать себя на подиуме и в нужный момент менять траекторию движения. А сразу это все освоить, тем более когда много пар одновременно выступает, очень трудно. Хотя здесь еще другая проблема возникла, она связана с паркетом. Покрытие не самое лучшее…
Да уж, не будем идеализировать ситуацию: о смене паркета в последние годы активно ведется речь. Поскольку этот был приобретен десяток лет назад с лихвой. На заре 90-х в сибирской столице стали проводиться соревнования по спортивным танцам, в том числе общероссийские (статус «фирменного» турнира — Кубка губернатора — они приобрели в 2001 году). Виктор Толоконский, будучи тогда мэром Новосибирска, уже проявлял большой интерес к таким турнирам, собственноручно награждал победителей, а потом совместно с дирекцией Новосибирского завода химконцентратов помог приобрести городу «нормальный» паркет. Сборно-разборный. Соответственно, мобильный. Финского производства. Разумеется, это было одно из супердостижений на пути к развитию нашего танцевального спорта. Но «затанцевали» это достижение с той поры, мягко говоря, изрядно. Буквально до дыр. Посему вопрос его смены сегодня абсолютно не праздный.
— Так что рекомендую обратить на этот момент особое внимание властей города и области, — заключает Владимир Колобов. — Тогда и качество танца, и безопасность танцоров будут намного выше.
— Позволю себе еще одну «больную» тему. Давным-давно ведутся разговоры о включении спортивных танцев в программу Олимпийских игр, но… Удельный вес субъективизма в судействе, очевидно, никак не дает решить эту проблему.
— Да, спорт наш субъективный. Гораздо более субъективный, чем то же фигурное катание. И критерии качества у нас, конечно, более «размытые». Ведь сколько сегодня педагогов, сколько школ — столько и характерных особенностей у спортсменов, столько способов себя выразить на языке танца. В точности движений, в мастерстве владения телом и так далее — везде могут быть свои нюансы, свои изюминки. Притом что уровень подготовки танцующих дуэтов в целом примерно одинаков. Действительно, тут очень трудно судить.
— Значит, вопрос о включении танцев в олимпийскую программу отпадает?
— В обозримом будущем мы, конечно, вряд ли с олимпийцами сольемся, но работа федераций танцевального спорта, как российской, так и международной, в данном направлении идет. А на мой взгляд, эту работу надо прежде всего развернуть на местах, начать с низов, с турниров, проводимых сегодня в регионах.
— Какую же?
— Например, стоит немножко видоизменить рамки проведения финалов. В финал обычно выходят шесть пар. Так вот, хорошо бы их не все одновременно выпускать на подиум в решающем туре, а — по две. Две танцуют, затем еще две, затем еще… Смотрибельность в таком случае сразу возрастает. Вероятность наиболее точной, правильной оценки — соответственно, тоже. Очень важный момент — трансляция турниров, обеспечение большего резонанса от мероприятия на всех уровнях. В частности, ваш город просто обязан привлечь сюда телевидение! Ведь никуда не годится, когда оно просит бешеные деньги за показ соревнований. Наконец, обязательно должно быть официальное финансирование таких турниров — через Росспорт. А это...
— Еще бы! С нашей богатой фантазией представить «а это», в общем, несложно. Другой вопрос: добьемся ли?
— Почему нет? У Новосибирска мощный потенциал!
— Спасибо. А вы сами-то часто здесь бываете?
— Да я у вас практически живу...
Победители турнира: Александр Романов — Яна Зайцева (категория «Дети-1», 6 танцев, Северск), Никита Долюк — Ксения Никитина («Дети-2», 8 танцев, Иркутск), Виктор Бурчуладзе — Вера Бондарева («Юниоры-1», дважды чемпионы —
в европейской программе, она же стандарт, и латиноамериканской, Новосибирск, клуб «Эдельвейс»), Семен Яценко — Анна Рожкова («Юниоры-2», дважды чемпионы — в латине и стандарте, Красноярск), Дмитрий Пугачев — Ульяна Фоменко («Молодежь», 10 танцев, Москва), Александр Жиратков — Светлана Ершова («Взрослые», стандарт, Новосибирск, клуб «Дуэт»), Дмитрий Матвеев — Оксана Сидоренко («Взрослые», латина, Новосибирск, клуб «Ладушки»).