USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Чтобы жить лучше

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.



Без прогноза не обойтись
Оказалось, что в Чувашии в лихие 90-е годы не была развалена система муниципальной статистики (на которую в Новосибирской области с трудом сумели недавно выделить из бюджета 4 миллиона рублей). Мало этого, с 1994 года работает центр экономических и социальных исследований, в который стекается вся информация из региона и где она обрабатывается. Причем работают в нем всего лишь 5 человек.

На сайте электронного правительства каждый гражданин Чувашии может задать вопрос и получить ответ. Причем здесь же можно найти нормативы на муниципальные объекты, оценку их деятельности и (важно!) поименно названых ответственных за каждое мероприятие. Между прочим, если плановое задание, на которое были выделены деньги муниципальному образованию или учреждению образования, или здравоохранения, оказывается невыполненным, деньги обязательно возвращаются в бюджет.

Наталья Валентиновна пообещала, что в самое ближайшее время ее департаментом будут разработаны критерии для оценки деятельности муниципальных образований и учреждений. Пока готовы только экономические, а необходимо учесть и качественные показатели работы. Будут готовиться паспорта каждого муниципального образования, а все планово-прогнозные документы должны быть ориентированы на результат. Предположительно к августу этого года программа (уже с учетом опыта Чувашии) должна быть утверждена в областном Совете. До этого нужно создать рабочую комиссию, которая более подробно рассмотрит эти вопросы.

Короткое выступление Александра Андреевича Кисельникова, руководителя Новосибирскстата, буквально взорвало кажущееся рутинным обсуждение вопроса.

Суть его выступления: во-первых, сколько можно создавать рабочие комиссии? (Буквально: «под каждый чих создаем комиссии, когда работать? Только и заседаем!»); во-вторых, нужно следить за стратегиями развития, а не за процессом. В Новосибирской области нужен аналитический центр, который выдавал бы уже просчитанные решения. А в результате никаких рабочих комиссий не будет нужно, освободится время для важной работы.

В качестве направления, требующего немедленного принятия решения, Александр Андреевич назвал Академгородок. Закончил он так:

— Нельзя подготовить научную школу на пустом месте. Уйдут, уедут сегодняшние академики, корифеи науки, и кто встанет у руля, если средний возраст наших ученых в Академгородке больше 60 лет? Мы полностью использовали вложения предыдущих поколений в развитие научного потенциала Новосибирска. Что дальше? Новосибирск станет вторым Барнаулом?

Чтобы в 102-й раз на те же грабли не наступать
В связи с принятым в середине 2005 года Государственной думой Федеральным законом № 102 «Об обороте алкогольной продукции» руководителем управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области Николаем Николаевичем Симоновым был предложен проект закона «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции».

В докладе им было предложено увеличить стоимость лицензии с 2 до 10 тысяч рублей (кроме удаленных населенных пунктов). Учитывая, что с 1 июля индивидуальные предприниматели должны будут получить новую лицензию, это заметно уменьшит их число. Для юридических лиц увеличить сумму уставного капитала до миллиона рублей, кроме предприятий потребкооперации и общепита. И, пожалуй, то, что серьезнее всего заденет каждого из нас, обычных потребителей, — это установить ограничения времени продаж. Например, с 23 до 8 утра купить винно-водочные изделия будет нельзя.

С точки зрения начальника управления по регулированию потребительского рынка, произойдет незначительное сокращение торговых точек (сейчас их 5700). К тому же в связи с их уменьшением улучшится скорость расчетов между производителями и продавцами.

Председатель комитета по экономической политике и собственности Николай Мочалин на приведенные доводы ответил следующее:

— На наш взгляд, управлением не было проведено детального экономического анализа, а высказанное не бесспорно. В частности, в Орловской области, где такой анализ был проведен, рассчитали, что до 60% точек, торгующих сегодня спиртным, исчезнет. Кроме того, закон не согласуется с антимонопольным законодательством и способствует монополизации рынка. Законом в равные отношения ставятся и сетевые магазины, и мелкие предприниматели. А уж по поводу ограничений по времени в продаже спиртного... Пережившим борьбу Горбачева с пьянством не нужно объяснять, какие нас ожидают проблемы. В частности, волна фальсификата. И, наконец, самое главное, кто будет кормить семьи тех, кого мы выгоним с рынка?

Понятно, что комитет проголосовал против принятия проекта закона и отправил его на рассмотрение в аграрный комитет.

Расшивая узкие места
Знакомя комитет с ходом выполнения областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства на 2004 — 2008 год» за прошлый 2005 год, Сергей Николаевич Семка, руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства, нарисовал привлекательную картину планомерного выполнения поставленных задач.

По количеству малых предприятий в России мы занимаем 8-е место. В Новосибирской области 88% всех действующих предприятий — это как раз малые. Самая большая часть малых предприятий занята в сфере оптово-розничной торговли, услуг и ремонта. Около 10% — в обрабатывающей промышленности. Финансовая поддержка малым предприятиям за счет областного бюджета выделялась в 2005 году в размере 8 миллионов рублей, а за счет фонда поддержки малого предпринимательства — 18,6 миллиона средств.

Самый крупный проект целевого финансирования реализован в Чанах, где установлено хлебопекарное оборудование стоимостью 1,5 миллиона рублей), проведена модернизация хлебобулочного и кондитерских цехов в Барабинске (600 тысяч рублей) и на производстве стройматериалов в Болотном (500 тысяч рублей).

Члены комитета обратили внимание Сергея Николаевича на то, что чаще всего предприниматели жалуются не на недостаток финансирования, а на административные препоны, чиновничий произвол.

А что касается второго важного вопроса, то на приоритетность финансирования именно тех проектов, которые решают проблемы конкретных деревенек и сел, администрация и сама при кредитовании малых предприятий внимание обратила. Например, выделив кредиты тем малым предпринимателям, которые организовали переработку шерсти, хлебопечение, производство строительных материалов. В ряде сел за счет кредитов малому предпринимательству возрождена система бытового обслуживания населения.