USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Эффективный хозяин приходит надолго

Виктор СТЕПНЯКОВ.



Секрет превращения отстающего предприятия в успешное известен. Для этого у хозяйства должен появиться эффективный собственник. В качестве примера эффективного собственника вице-губернатор назвал «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) — крупную агропромышленную компанию, которая уже четвертый год развивает собственное производство зерна в Новосибирской области.

Логика областной администрации, предлагающей все формы государственной поддержки именно сильным, а не слабым хозяйствам, понятна. Сильное хозяйство — это рабочие места для жителей сельских районов и стабильные налоговые поступления в бюджет. Особенно важно то, что эффективный собственник, поставивший на ноги одно хозяйство, может стать локомотивом для вывода на конкурентоспособный уровень сразу нескольких предприятий. Эта тенденция хорошо видна на примере, который Виктор Гергерт привел журналистам. Начав в 2002 году с одного хозяйства, к текущему моменту САХО объединил в своей структуре уже девять сельскохозяйственных предприятий.

Сегодня САХО — известная в общероссийском масштабе динамично развивающаяся компания, работающая практически во всех сферах агропромышленного комплекса. Предприятия холдинга выращивают и перерабатывают зерно. Хлебобулочную продукцию под принадлежащей САХО торговой маркой «Хлебница» выпускают заводы в Новосибирской, Московской и Омской областях. Расположенный в Куйбышеве химический завод САХО является одним из ведущих в России производителей средств защиты растений, которые компания успешно реализует во всех ведущих аграрных регионах страны. Холдинг располагает своим машиностроительным производством и автотранспортной компанией.

А в 2002 году серьезные вложения в сельскохозяйственное производство даже для очень крупной компании были делом более рисковым, чем сейчас. Но в САХО были уверены, что риск оправдан. Холдинг выкупил хозяйство «Рабочее», расположенное в Ордынском районе. На тот момент от хозяйства, можно сказать, и названия уже не оставалось: «Рабочее» не включали в районные сводки, чтобы не портить общую отчетность. Руководство холдинга решило переименовать хозяйство с тем, чтобы открыть новую страницу в истории предприятия. Новое название стало поистине говорящим — «Возрождение». Уже на следующий год «Возрождение» заняло второе место по уборке зерновых в Ордынском районе. Значительность этого достижения подчеркивается тем, что первое место заняло знаменитое ОАО «Ирмень» Юрия Бугакова.

В сжатые сроки САХО приобрел известность как прогрессивный собственник, разумно и бережливо управляющий сельскохозяйственными ресурсами. В холдинг стали проситься другие хозяйства, разочарованные безуспешными попытками выживать самостоятельно. А что такого особенного делали специалисты аграрного холдинга для вывода хозяйств на путь устойчивого развития? Рассказывает первый заместитель председателя совета директоров САХО, депутат Новосибирского областного Совета Андрей Бакин:

— Приходя в хозяйство, мы берем на себя его обязательства как по внешним, так и по внутренним долгам. Для каждого хозяйства разрабатывается предметный инвестиционный план. Начинаем стабильно платить людям зарплату, даем деньги на ремонт техники и инфраструктуры. Значительное внимание уделяем повышению агрокультуры, вкладываемся в обработку пашни средствами защиты растений и минеральными удобрениями. Своевременно покупаем горючее к посевной и уборочной. Мы стараемся создавать все условия для того, чтобы крестьяне на земле могли спокойно заниматься своим делом, не отвлекаясь на организационные проблемы. Может быть, кому-то такой подход покажется слишком дорогостоящим, но он себя оправдывает. В прошлом году урожайность в наших новосибирских хозяйствах достигла 25 центнеров зерна с гектара, что ощутимо больше, чем в среднем по области.

К слову, в прошлом сельскохозяйственном сезоне САХО проявил себя как крупнейший инвестор в АПК Новосибирской области. Холдинг приобрел для своих хозяйств 22 комбайна «Дон-1500», тем самым радикально решив проблему устаревшего парка зерноуборочной техники.

О том, что САХО пришел в сельские районы всерьез и надолго, можно судить и по социальным программам, которые холдинг финансирует для работников своих хозяйств и их семей.

— Мы работаем на долгосрочную перспективу, поэтому нас не может не беспокоить кадровая ситуация в сельских районах, — говорит Андрей Бакин. — Наши специалисты работают над программой, направленной на повышение престижа сельскохозяйственных профессий. Мы создаем кадровый резерв для хозяйств, оплачивая обучение молодежи из сельской местности в вузах.

Кроме этого, САХО много делает для организации здорового детского и юношеского досуга в селах. Учрежденный холдингом спортивно-патриотический клуб «Лидер» развивает детские секции, организует соревнования во всех сельских районах, где работают предприятия холдинга.

В Новосибирской области очень немногие частные инвесторы считают важным вкладываться в социальную сферу на селе. Поэтому, поддерживая эффективных собственников, руководство областной администрации решает не только экономические, но и социальные задачи в АПК. Если говорить о САХО, то с каждым годом количество хозяйств в составе холдинга растет.

— Будущее нашей компании неразрывно связано с будущим сельскохозяйственной отрасли Новосибирской области, поэтому мы ощущаем на себе серьезный груз ответственности, — говорит Андрей Бакин. — Но обещанная областным руководством поддержка еще раз показывает, что мы на верном пути.