Национальные проекты: начало пути
Этот процесс влечет за собой большой пласт необходимых изменений в разных сферах жизни, в том числе региональной законодательной базе, поэтому уровням власти приходится объединять усилия.
В Новосибирской области для продуктивной совместной деятельности законодательной и исполнительной ветвей региональной власти давно существует прочная база, одна из составляющих которой — постоянно действующее совещание (ПДС) областной администрации и облсовета депутатов. Очередное заседание ПДС, прошедшее на этой неделе, обозначило проведенную работу и выявило существующие на сегодня «пробелы» подготовки нашей области к реализации нацпроектов и решающих сопутствующие задачи целевых областных программ.
В вопросах АПК нельзя действовать вслепую
В Новосибирской области объединены усилия в реализации нескольких направлений работы по развитию агропромышленного комплекса. Как доложил заместитель губернатора Виктор Гергерт, в первую очередь взят курс на ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйства, обеспечение доступным жильем молодых специалистов или их семей на селе.
Первые результаты намечаются уже в ближайшее время: к 2008 году планируется рост производства молока во всех категориях хозяйств области на 8,5 процента, производства мяса — на 9,4 процента. Предполагается закупить по эффективным лизинговым схемам до 4 тысяч голов высокопродуктивного племенного крупнорогатого скота, 50 тысяч голов высокопродуктивных племенных свиней. Также на условиях лизинга намечается поставка техники и оборудования на сумму 240 миллионов рублей для модернизации и технологического перевооружения ферм, животноводческих комплексов.
По направлению стимулирования малых форм хозяйств предусматривается создание 108 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 30-ти снабженческо-бытовых, 42-х обслуживающих и 36-ти кредитно-финансовых. При этом достаточно жестко ощущается отсутствие хорошо подготовленных кадров, способных организовать потребительские кооперативы и обеспечить их эффективную работу. В ближайшее время администрация области намерена наладить специальное обучение таких специалистов.
В последние годы в области введено 9,1 тысячи квадратных метров жилья, что помогло улучшить жилищные условия 192 молодым специалистам или их семьям на селе.
Несколько месяцев назад создан Совет по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК в Новосибирской области», начинает осуществляться соответствующая целевая программа на 2006 — 2007 годы. Разработаны бизнес-планы на территории каждого из 30 муниципальных районов области. В «Росагролизинг» и Минсельхоз РФ представлены заявки на поставку племенного скота на условиях финансовой аренды на сумму 500 миллионов рублей, техники и оборудования — на сумму 240 миллионов рублей.
Между администрацией Новосибирской области и Минсельхозом РФ заключено соглашение о взаимодействии в рамках реализации нацпроекта по АПК. Министерством сельского хозяйства РФ уже сегодня доведены лимиты по субсидированию процентной ставки по кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм на 2006 год на разные суммы — в зависимости от сроков их предоставления, а также на развитие малых форм хозяйствования.
Безусловно, в развитии столь масштабного и значимого направления не обойтись без корректировки законодательной базы. Сегодня подготовлены предложения по внесению изменений в закон о бюджете Новосибирской области на 2006 год, предусматривающих федеральное софинансирование в объеме порядка 60 миллионов рублей. Это средства на оказание помощи в обеспечении молодых специалистов на селе жильем.
Основная финансовая нагрузка региональной части российской сельхозпрограммы на территории нашей области придется в основном на два банка — «Россельхозбанк» и «Сбербанк». Этими финансовыми структурами активно рассматривается кредитование личных подсобных, крестьянских фермерских хозяйств. Правда, на сегодня далеко не всегда хозяйства могут предоставить залог ликвидного имущества, необходимый для получения кредитов. Тем не менее постепенно обладминистрация находит с банками общие решения по преодолению этих препятствий.
Основными проблемами реализации инвестиционных программ по АПК в нашем регионе является непроработанность схем этих проектов. Большой проблемой, по словам Виктора Гергерта, является шквал требований отчетности о ходе деятельности по нацпроектам.
«Работа только начинается, а наш департамент вынужден отвечать на массу запросов о работе, которая только предстоит. Мы пишем колоссальное количество бумаг в Минсельхоз РФ, окружное управление, правоохранительные органы. Это занимает очень много времени и отвлекает от основной работы», — говорит Виктор Александрович.
Сезонным осложнением реализации нацпроекта по АПК, по мнению председателя Новосибирского облсовета Алексея Беспаликова, является и разгар жаркого предпосевного периода. В связи с этим предусматриваются меры обеспечения этих работ, в том числе меры господдержки. В их числе выделение главам муниципальных районов бюджетного кредита в размере 200 миллионов рублей со сроком возврата до 1 декабря этого года. Половину этой суммы предполагается сделать возвратной, половину — безвозмездной для районов, объективно находящихся в худших природных географических, климатических условиях. Эти деньги позволят ликвидировать дефицит средств, ощущающийся сегодня у товаропроизводителей для подготовительных предпосевных работ.
Всего по программе развития агропромышленного комплекса Новосибирской области в рамках реализации нацпроектов, по оценкам специалистов, наш регион может привлечь банковских заемных кредитных средств порядка 6 миллиардов рублей. По мнению депутата облсовета Вадима Агеенко, государственное участие в реализации программы регионального уровня должно быть в виде погашения кредитной ставки по этой сумме, потому что в одиночку области это будет не под силу.
«Пока не прописано, сколько Федерация нам на это выделит денег, сколько средств на этой пойдет из регионального бюджета. Программу нужно реально наполнить деньгами, иначе будем действовать вслепую», — говорит Вадим Агеенко.
Первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко согласился с тем, что представленный план отчасти носит декларативный характер — он не наполнен конкретными проектами с реальными объемами финансирования из бюджетов всех уровней и из средств реализующих их инвесторов.
«Нужно переходить к конкретной работе — расписать, что делается областью, инвесторами, что необходимо сделать совместно с федеральным центром, в том числе по субсидированию процентных ставок, — говорит Василий Алексеевич. — По каждому намеченному пункту необходимо раскрыть, посредством чего предполагается добиваться результатов».
План мероприятий по реализации в Новосибирской области национального проекта Президента РФ Владимира Путина «Развитие АПК» решено отправить на доработку.
Не хватает финансовой консолидации...
Реализация приоритетных национальных задач по всем направлениям не отменяет работу по ранее принятым целевым областным программам. Одним из таких планов мероприятий в части улучшения жилищных условий граждан в нашем регионе является программа «Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 — 2010 годы». Как воплощаются в жизнь планы этого документа, в ходе заседания ПДС сообщил заместитель губернатора Владимир Анисимов.
Сегодня пройден первый этап лучшего жилищного устройства граждан области. Видимые результаты — во всех городах и районах созданы межведомственные комиссии по вопросам признания жилых домов и помещений не пригодными для проживания, разработаны методические рекомендации по проведению инвентаризации и обследованию домов государственного и муниципального жилфонда, изношенного на 60 и более процентов. Доля жилищного фонда, не пригодного для проживания, составляет всего 4,4 процента от общего количества жилья области, в нем проживает чуть более 6 процентов населения области (почти 97 тысяч человек). Отрабатываются территориальные программы переселения из ветхого и аварийного жилья, определены фонды для переселения граждан, а также очередность сноса аварийных домов. На данный момент в области ликвидировано всего 58 ветхих и аварийных домов.
По существующему утвержденному соотношению финансирование программы предполагается на 25 процентов из федерального бюджета, на 50 — из консолидированного бюджета муниципальных образований субъекта Федерации и на 25 — из внебюджетных источников. Однако средства пока выделяются в недостаточном объеме, из областного бюджета поступило лишь 18 процентов от изначально запланированного объема финансирования. До сих пор на неудовлетворительно низком уровне поступления средств из федерального бюджета. Недофинансирование программы привело к нереализованности целого ряда запланированных мероприятий.
По словам председателя комитета облсовета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса Александра Савельева, в настоящее время решить проблему переселения граждан из ветхо-аварийного жилья только за счет средств областного и муниципальных бюджетов не представляется возможным.
«С учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Новосибирской области переселение граждан из подлежащего сносу жилья займет многие годы. Для более эффективного решения проблемы в качестве дополнительных источников должны быть привлечены средства федерального бюджета и задействованы рыночные инструменты, — уверен Александр Савельев. — Поэтому на 2006 год необходимо принять нормативные документы, регулирующие процессы консолидации финансовых ресурсов из различных источников для реализации программы».
Также среди проблем, стопорящих воплощение данной программы, — недостаточное качество разработки муниципальных целевых документов, низкий уровень исполнительской дисциплины мероприятий на уровне муниципальных образований, в том числе в разработке нормативно-правовых документов по движению денежных средств, и так далее.
Детско-юношеский спорт — впервые на ПДС
Впервые не только на ПДС, но и вообще перед депутатами облсовета выступил начальник управления физической культуры и спорта администрации Новосибирской области Александр Солодкин.
«Я очень признателен, что сегодня на повестку дня вынесено рассмотрение вопроса о развитии детско-юношеского спорта в муниципальных районах области, — отметил Александр Наумович. — За 40 лет работы в новосибирском спорте я, наверное, впервые стою на этой трибуне».
Александр Солодкин доложил о современном состоянии отрасли, где одним из приоритетных направлений работы сегодня является развитие массового детско-юношеского спорта, в первую очередь среди детей и подростков, проживающих в сельской местности. Сегодня в области действуют 111 детских спортивных учреждений, в которых в том числе активно развивается спорт для детей с ограниченными физическими возможностями. На базе специализированных детско-юношеских спортивных школ и их отделений, школ высшего спортивного мастерства развивается направление подготовки спортсменов высокой квалификации для спорта высших достижений.